«Дрыгула» по мотивам «Полацкага сшытка»: в Минске презентован новый альбом «Старого Ольсы»

Концертная презентация альбома «Дрыгула» группы средневековой белорусской музыки «Стары Ольса» прошла 14 февраля в большом зале к/з «Минск». Для всех гостей презентации вечер дня всех влюбленных выдался довольно необычным: без напрасных усилий попасть в какую-либо менее занятую за все кафе, чтобы мирно посидеть среди сердечек, без сьлёзнага кино и пиццы, и не только сам на сам со своей любимой половиной, но вместе с самобытной, редкой и очаровательной старинной музыкой. А после концерта Дмитрий Сосновский рассказал Generation.bY об особенностях нового альбома.

Музыканты энергично-лирическо представили свой новый, девятый по счету альбом, который содержит танцевальную музыку от Позднего Средневековья до Раннего Барокко Великого княжества Литовского (сборник барочной музыки «Полацкі сшытак») и стран Западной Европы. Во время первого отделения был презентован новый альбом, во время второго — все самое известное и любимое.

Открывая концерт, Дмитрий Сосновский поздравил всех не только со всем известным Днем Святого Валентина, но и с более значительным событием — «Ровно 1000 лет назад впервые в Квэдлінбурскіх анналах данная Литва», — сообщил он.

Весь концерт выдался чрезвычайно музыкальным и довольно информативным: Дмитрий много говорил от имени группы, шутил и просто создавал сваяцка-дружелюбную атмосферу.

Звучало много благодарностей всем, кто помог альбому с достоинством дойти до слушателя, родителям участников группы, некоторые из которых присутствовали, и к самим слушателям за отзывчивую реакцию на музыку. Особую же благодарность Дмитрий выразил полковнику 120-й Рогачевской механизированной бригады, в которой служит сейчас барабанщик и пэркусіяніст группы Сергей Тапчэўскі.

Лютнист-виртуоз Илья Кублицкий сольно исполнил два камерных произведения на рэнэсанскай лютни.

«В нашей группе по определению которых много опытных людей играет один из лучших лютністаў Беларуси», — представил Илью Сосновский. Правда, во время длинной паузы-настройки Дмитрию пришлось вспомнить старый шутка: «Лютнист живет 80 лет, из которых 60 настраивает лютню». «Но дудар половину жизни налаживает дуду, а вторую половину — играет на разладжанай», — самокритично добавил лидер группы. «А мульти-інструмэнталіст Алесь Чумаков может часами на рэпэтыцыях налаживаться. Ему это не надоедает», — говорил Дмитрий.

2009 год — знаковый еще одним событием. А какой — стало конкурсом для зала. Человеку, который угадал, что в осени этого года группе исполняется 10 лет, «Старый Ольса» обещал презентовать 5 дисков, вежливо пригласив подойти за сцену после концерта.

«В той стороне сцены вы видите группа „Гістрыен“, который дал обет ни в коем случае не слушать музыку, а всегда танцует под нее», — объяснил резвые танцы небольшого кружка людей Дмитрий.

На пике всем знакомого репертуара второго отделения круг людей, которые танцевали слева от сцены у стены, расширялась и разрасталась по всей ширине зала. В финале оно превратилось в долгую зьмейку, которая весело агінала зрительские ряды. Единственный скромно-сдержанный охранник никого не прерывал, а только сьцягваў строптивых детей со сцены.

А после концерта Дмитрий Сосновский рассказал Generation.bY о подробностях создания ритмического и «живого» альбома от возникновения идеи и до ее реализации:

«Возникновение идеи — это гордость за „Полацкі сшытак“ и желание его записать на старинных інструмантах вопреки тому, что „канцона“ до сих пор записывался на академических інструмантах конца XVIII, XIX и XX веков, хотя сам сборник принадлежит к XVII веку. Мы стремились сделать это на інструмантах XVII века и гордимся, что сделали это не в первый раз.»

Готовили альбом, как отмечает Дмитрий, долго. И в отличие от прежних альбомов музыки уже полтора года как рэпэтуюць новую программу и обкатывают на различных фестивалях.

«У нас в группе все решается демократично, решается большинством. У нас есть некоторые законы работы над аранжировками. Например, по нашим внутренним законам, если кто-то что-то предлагает попробовать сыграть, мы обязаны попытаться, хотя вначале понятно, что всем не понравится. Но если большинство решило, недовольный должен соглашаться. В этом альбоме есть очень много того, с чем я не согласен, но так как калегіальна мы все группой делаем, я вынужден это принимать».

Аранжировки все составлял и расьпісваў по голосам Илья Кублицкий.

«Это в качестве аранжировщика его сольный проект. Он человек, который увлекается камэрнай музыкой. Я — человек, который увлекается ваярскай музыкой, поэтому иногда слишком такие медленные, томныя и скучные аранжировки мне не нравятся. Мне нравятся больше жывейшыя. Поэтому весь характер звучания и аранжировки — это сочетание взглядов таких людей как Андрей Апанович, Тапчэўскі и я — с одной стороны, с другой — Маша, Чумаков и Илия. Они вносили такую высокародна камерную стихию, а мы — раздаўбайскі богатырскую».

Самое интересное, что все напечатанные ноты «Полацкага сшытка»- это уже чей-то взгляд. В оригинале во времена раннего барокко многие партии или слабо расьпісваліся, или не расьпісваліся. «Стары Ольса» решил расшифровать ноты заново с оригиналов.

«В „Полоцком тетради“ очень много пустых нотных полос. Сверху, например, один голос расписан, второй не расписаны, и третьего нет. Состоит из трех полосок, а написан только один. Это была стилистика Позднего Ренессанса, Раннего Барокко. Музыки на ходу играли импровизацию на этот голос. Мы решили не пользоваться тем, что уже кем-то расшифровано, а взять оригиналы. И мы оригинальные отсканированные страницы, где некоторые ноты даже слабо просматриваются, потому что пасьціраліся, а ноты на некоторых страницах просматриваются с другой стороны, расшифровали и разобрали сами».

Обсуждение закрыто.