Антыкрызыснае Басовище
Фестиваль Басовище 20-й раз пришел в Польше недалеко от белорусской границы. Этот фестиваль запомнится не только как юбилейный, но и в очередной раз обновленной командой организаторов из Баса, отсутствием конкурсной части для молодых групп и, наконец, антикризисной скромностью. Что значит Басовище для нескольких поколений белорусских музыкантов и слушателей, что было с фестивалем и, главное, что будет? Никакой аналитики в репортаже Generation.bY.
Если вы не достаточно дерзкие, чтобы читать такой длинный текст, потому что хотите просто посмотреть пару фоток, то быстренько и скромно рисуем картину: группы хорошие, много выпивки, секс, драгз, ну, пусть дрынк — тоже хорошо! Что там еще? «Рон-н-ролл»? Хм, тут главное было не заснуть, ведь рок-н-ролл обычно где-то под конец ставят. Настоящий такой, чтобы голову закрутило.
Все, а теперь можно смотреть фотки.
Хронология потерь
Для остальных напомним предысторию. Все началось с большого, уже традиционного за последние годы «шенгенской Польши» визового облома. 40% из тех, кто хотел, не попали на фестиваль. Семьи, друзей и просто любимых по-предательски разлучила граница.
И не только их. Предел, а точнее белорусские пограничники, разьядналі группа SOK, гитариста которого не выпустили из Беларуси. Из-за этого вместо ЅОКа на сцену на сутки раньше запланированного времени вышел группа Rahis, а SOK выступал «упрощенным составом» — без второго гитариста соответственно — в следующий день.
Rahis, названный ведущим фестиваля Виктором Шалкевічам «бард-роковым» группой (может раньше так и было, но те времена мало кто и прыгадае), хорошо продемонстрировали способность вытягивать тяжелую ситуацию не смотря на то, что звуковая аппаратура, на которую роптали все группы, стремилась играть в свои шумовые эффекты.
Ребята, которым буквально за два часа до выступления сообщили о пазачасны выход на сцену, мужественно согласились выступать и провели свой сет удачно. Песни, которые на протяжении нескольких лет слушатели слышали преимущественно в акустике теплых домашних концертов, звучали сейчас как настоящие рок-хиты.
Еще одна дорожная неприятность, на этот раз «ядовитая», случилось с вокалисткой группы Бан-Жвирба Кристиной, которую укусила змея. Но это не сорвало возвращение победителей Басовішча-2001 на сцену после перерыва в выступлениях. Сразу из больницы Кристина направилась к фэстывальнай сцены.
Открыли фестиваль финалисты Басовище-2008 UNIA, которых за несколько дней до фестиваля пригласили выступать вместо команды OSIMIRA. Классическим цяжкароковым звуком продолжил выступление Тарпач, после чего началось официальное открытие фестиваля.
На сцену пригласили людей, которые в разные годы были причастны к организации Басовище. Бывших и современных организаторов было столько, что они с трудом вошли на одной сцене. Каждый из них получил по бутылке шампанского, которую с удовольствием выпил/вылил на благодарных фанатов под сценой.
После на сцену вышли группы Rahis, B:N, а за ними падлясскі «рок-десант»: белостокские команды Rima и Zero-85. Завершали день выступления Znich, всегда позитивных IQ48 и серьезных парней со Стены.
Почти традиционное для Басовище сокращение выступления последних групп традиционно не очень понравилось их фанатом. Но в 2009-ом любые проблемы принято объяснять кризисом: более дешевая сьветлавая и звукоусиливающая аппаратура, из-за которой группы имели дополнительные проблемы, отсутствие современного оформления сцены — напоминали о нелегкие времена в экономике главного донору фестиваля — польского государства.
«Первый секс?» Конечно же Басовище!
Евгений Бузовский с IQ48 уже седьмой раз на басах. В те времена, когда в лесу под Городком собирались одни только барды, Евгений, почти как в песне, ходил в восьмой класс. Сейчас он единственный музыка на нынешнем фестивале, который выходил на сцену в составе сразу двух групп.
Евгений с удовольствием вспоминает свои первые Басы, которые изменили, как бы это пафосно не звучало, судьба группы IQ48:
«Басовище» — это поворотная точка для IQ48. После нашей первой поездки на этот фестиваль мы посмотрели на то, что здесь происходит и решили, а почему бы не делать наше дело на родном языке?»
«Это фестиваль музыки молодой Беларуси. А молодая Беларусь — это не только длинные патлы, косухи и патриотический могилевский хард-кор. Хотелось бы услышать больше разнообразной музыки. Главное, чтобы это цепляло».
«Мы всегда рады приехать сюда. Каждый раз это как первый секс», — добавляет Евгений.
Гнилой памідорчык от Памідорова
Александр Помидоров, человек с непростым характером, также остался не очень довольным фестивалем:
«Фестиваль просто погибает на глазах, — утверждает прошлогодний ведущий фестиваля. — А Басовище-2009 тому доказательство. Было сначала развитие, рост, если в 2000 и 2001 годах мы собирали около 5000 человек и больше. А потом уже начался стремительный спад. Фестиваль никуда не идет. Организаторы не заботятся о нем. И от этого больно делается».
«Просто стоит сравнить с другим фестивалем, который проходит на этой самой сцене, но в августе. Там людей намного больше, и организовано все лучше. Когда Лявон Вольский приехал и увидел сколько людей на этом фестивале и сколько на Басовище, то у него слов не было».
Несмотря на жесткую критику Помидорова, которую, между прочим, можно было услышать и раньше, он все равно вышел на сцену, чтобы спеть с IQ48 гит «Выход».
Второй день фестиваля начался с выступления гомельского восстановленного Жнюв и минского Босого Солнца. Далее состоялся долгожданный и чрезвычайно удачный дебют на Басовище Детидетей. Которые специально для своего выступления в Городке подготовили полностью белорусскоязычную программу.
После молодых групп на сцену вышли «зубры» белорусской рок-музыки: Дворец, Магазин, Neuro Dubel, Ulis и NRM.
С появлением Магазина началось анонсированное возрождение легендарных групп 90-х. Кроме своей традиционной программы Магазин исполнила несколько песен Бонды, с которыми Игорь Ворошкевич выступал еще на своем первом Басовище.
Далее почти на час деревянную сцену Басовище заняли польские звезды — группа Lao Che. Часть белорусов потянулась подкрепиться в точки продажи пива и еды. Однако площадка возле сцены стремительно и очень плотно наполнился польскими посетителями фестиваля.
Группа Neuro Dubel оказался ровесником фестиваля, ведь буквально за день до концерта отпраздновал свое 20-летие.
Ulis выполнил свою привычную для последнего времени программу, чем не оправдал надежд своих поклонников, которые ожидали услышать на 20-ом Басовище больше старых хитов.
Многолетние хэдлайнэры всей белорусской рок-сцены NRM устроили настоящее шоу с пераапрананьнем. Первая его часть состояла из старых песен Грезы, вторая — из классических энэрэмаўскіх хитов. Лявон Вольский вышел во фраке, настроил сынтэзатар и здорово исполнил вокальные партия двадцатилетней давности. Настоящие звезды не гаснут.
«Басы травой зарастают»
После фестивального периода застоя в Беларуси успели появиться и исчезнуть несколько музыкальных роковых событий, которые могли бы составить конкуренцию Басом. Среди них неудачный в финансовом плане фестиваль Bela Music, который прошел в мае под Минском. Один из его организаторов, лидер Дворца Олег Хоменко говорит:
«Басовище уже не развивается, он не такой, каким хотелось бы его видеть. Много проблем в менеджменте, его просто нет. Нет хорошего маркетинга. И даже с финансовой стороны можно было бы найти больше средств, на те же гонорары, на другие вещи. И проблема не в кризисе, на который сегодня сваливают все неудачи, проблема действительно в менеджменте. Хотелось бы много чего изменить, но кто это будет делать, я не знаю. Лично у меня уже сил на это не будет».
Агранізатарка нынешних Басов, заместитель председателя БАС Кася Кузьмич подтверждает, что действительно существует много проблем:
«Чем больше я знакомлюсь с людьми, которые делали Это 20 лет назад, то не могу понять, почему уже нет таких людей, почему нет такой энергии? — спрашивает Кася. — А если и есть, то не во всех, а только у некоторых».
«Есть ощущение, что Басы травой зарастают (есть такая строка про Отечество в группы Картон из Белосточчины). Я не знаю, может это только мечты, которые никогда не сбудутся, но мне кажется, что Басы еще будут иметь такую славу, которую заслуживают, ведь это настоящий шедевр».
Но может та трава которая лечебная? Может, через год приедем, скосим, соберем урожай и начнется… (о, боже, какой пафос!) ФЕСТИВАЛЬ.
Ежегодно, те кому есть дело до Басовище, загибают пальцы крестиком «состоится или нет». В этом году крестики попали даже на логотип XX фестиваля. В следующем году Басовище будет праздновать свои XX лет — фестиваля везет.
P. S. В фотоблоге — традиционный большой фоторепортаж от Generation.bY.