«Чуваки, вы в Амстердаме. Так надо!»
Из динамиков черного кабрыялету «Пежо» звучит «Human» The Killers. На словах «clear your heart» машина ўяжджае в Амстердам. Молодой менеджер компании Алькатэль Джордж везет нас из Гааги, где работает и где мы застопілі его у самого главного вокзала столицы Нидерландов. Он достает огромный неряшливо зматаны косяк, из которого торчат зеленые куски травы, зажигает его и делает затяжку. Я сижу справа от него. Держа руль левой рукой, правой он передает мне косяк, подпевая «кілерсам»:
«Чуваки, вы в Амстердаме. Так надо!»
За пять дней, которые мы провели в Нидерландах, мы еще ни один раз не встречали запах канабізу. И вот мы летим по автобану на 150 кмч с водителем, который совершенно не беспокоится относительно правил дорожного движения и курит самые обычные для этих мест конопля, что в кавашопах продаются за смешные 2 евро.
Амстердам сразу же прибивает своей нетаропкасьцю и разьняволенасьцю. Закутанные в шарфы завсегдатаи многочисленных кафе попивающих пиво и кофе на берегу бесконечных каналов. Седые пары прогуливаются по заставленным машинами Lindengracht на острове Jordan, когда-то пристанища пролетариата и не самых обеспеченных жителей Амстердама, а теперь населенном богатыми денди и интеллектуалами.
Джордж жил как раз на Jordan, и, пакатаўшы нас немного по самом центре города, подвез до окон шасьціпавярховіка на берегу одного из каналов. На первом этаже шла дискотека: студенты праздновали начало нового учебного сезона и принятие в свои ряды новых друзей.
«Эй, чуваки, эти два студента приехали из Беларуси и ищут жилье», — на всю улицу перекрикиваясь музыку, Джордж показывает студентам на нас. Студенты сразу не дарубаюць смысл послания нашего водителя, делают тише и начинают попытки понять, что имеет в виду этот чувак на кабриолете в компании двух странных людей с рюкзаками.
Джордж пытался нас вписать в первом общежитии на пути! Мне стало неловко, студенты начали тупить: было видно, что состояние их не очень отличается от Джорджава, да и видеть гостей они не очень хотели. В результате еще немного поплутав на машине по улочкам города, Джордж начал неторопливо прощаться, давая указания, куда еще нужно съездить, сходить, и, обязательно, сплавать.
Его список выглядел следующим образом:
Покататься на лодках по каналам (1 час — 14 евро); Снять велосипед (сутки — от 10 евро); Сплавать на бесплатном пароме на второй от вокзала берег — на Buiksloot. «Единение с природой и все такое».
Катя сразу не дарубіла, что водитель піжонскай машины курить траву, и, когда на прощание он предложил нам забрать недокуренная косяк, она отказалась. И после скучала.
Играя по Амстердаме, все время хотелось назвать этот город Вэнэцыяй. Каналы-каналы-каналы, которые пересекались удивительным мостами, заполненными велосипедистами и туристами. Бывало по каналам, лавируя между многочисленными лодками и баржамі, на которых живут люди (постоянно!), проплывали туристические, а под вечер и просто частные суда. Каналы появлялись здесь еще с 15 века, и строились для защиты города, а потом — местными богачами — как прекрасный путь доставки грузов внутри одного из крупнейших торговых городов Ганзэйскага Союза.
Благодаря каналом в Амстердаме очень легко и нелегко заблудиться, а руководствуясь каналом можно, будто по мини-кольцевой дороге, обойти город с конца в конец.
Музэйнае безумие
Амстердам сходит с ума по Ван Гогу. Автопортреты бедолаги на каждом шагу, он же в главном музее города, догадайтесь сами названного в честь кого. Четыре этажа, полные вангогаўскай наследия, что напоминают о незайдросны судьба гения 19 века, раскрытого в 20-м, откроются любому, кто выстоит длиннющую очередь и выложит 14 евро.
Хотя очереди здесь стоят и в другие музеи, в независимости от погоды и времени дня. Вот это жажда искусства, которая уходит, в основном, от повсеместных туристов! Наверное, от невероятного количества туристических достопримечательностей местные жители оказались настолько воспитанными, что стремятся прийти на помощь любому, даже если тот еще и не успел попасть в беду.
На перекрестке не слишком оживленных улиц не самого элитного района Амстердаму на западе города наши глаза в дзесяцігадзіннай темноте стараются выхватить желанную вывеску с меткой улице, где планируем вписаться. Но не все так просто: улиц в Амстердаме точно больше чем в Минске, и вряд ли кто-то знает их все, даже если живет в двух кварталах рядом.
В магазине-табачным-киоске милый китаец, как и абсолютно каждый, кого нам посчастливилось встретить в Нидерландах, превосходно владеет английским. Но про ближайшую, как потом выясняется, улицу он знать ничего не знает. Не беда. Незадачлівы покупатель вместо пачки сигарет получает от продавца наша перанакіраванае вопрос про улицу. Покупатель сразу же забывает на свою вредную привычку и бежит домой «проверить карту». Мы снова в растерянности на перекрестке. Через секунд десять перед нами стоят две молодые афрэамэрыканкі со стандартным нідэрляндзкім «Can I help you?» И это при том, что мы даже не смотрели в их сторону!
Про злополучную улицу и они ничего не знают. Не беда. Неудачный покупатель уже вернулся с нужной информацией:
«Это сквот или что-то типа того? Тогда второй поворот направо», — улыбается он, и небольшая толпа желающих помочь расходится по делам.
Велосипед — король Амстердаму
Автомобиль в Амстердаме ничто, велосипед — все. «Тихие убийцы» пешеходов, велосипеды стали символом плоской Голландии и Амстердаму. Если паркинг — то обязательно многоуровневая стоянка для велосипедов напротив вокзала. Если затор на перекрестке или возле подъемного моста — то конечно же велосипедное и скутэрны. Если преступление — то без вопросов у кого-то украли двадцатый велосипед.
Классическое фото города: велосипед и канал. Не хватает конопли.
Велосипедов в этом городе 600 тысяч на 750 тысяч жителей. И воруют их соответствующими масштабами, в независимости, премьер-министр ты, либо лицеистка в длинном плаще с зонтиком. Воруют и сразу же тебе продают за сходны стоимость вместе с другим страшно нужным хламом на одном из флімаркэтаў. Потому в настоящего нідэрляндца, как, например, в праграмісткі Хелен со столичной Гааги, три велосипеде: чтобы ездить в магазин —ржавый и старый, чтобы оставлять у вокзала — когда далеко едешь на несколько дней, ну и парадный — чтобы на работу быстро-быстро добираться.
А вот на машине в центре вообще лучше не появляться: припарковать железного коня за 5 евро в час сумеет не каждый — мест просто нет. Но ведь в городе есть и трамваи, и даже даражэзнае в стройке метро. Но общественный транспорт удовлетворяет в основном жителей пригородов. Поэтому лучше всего не выделяться и тоже влиться в ряды чуваков на веліках.
В наших уважаемых многонациональных амстэрдамскіх хозяев под окнами обнаружился целый велосипедный парк: ржавые и горные, красивые и поломанные — все прыматаныя до фонарей и заборов велосипеде. Выбирай любой. Выбираем, едем, приезжаем. И, какой ужас! Панический страх, что именно наши велосипеды, один другого стоит, украдут и свезут на белом фургоне, что так кстати припарковался у кавашопу Siberie.
Секс и запах марихуаны
До сих пор в голове стоит запах марихуаны, что окутывает толпы туристов и студентов, которые движутся по узким проходам между каналами и домами квартала Красных фонарей. Чтобы туристы не ошиблись, настоящие красные фонари освещают улицу. Смысла от них мало. Главный источник света — подсветка многочисленных окон с напаўаголенымі проститутками на любой вкус: от маленьких азіятак к разношерстных трансвэстытаў.
Но большая часть сотрудниц кварталу — выходцы из Восточной Европы («представляешь, идешь так по кварталу, хопа, а тут твоя одногруппница в окне стоит», — делимся мы впечатлениями в этом карнавале секса и легких наркотиков).
Здесь же одеты как Стивен Сыгал в лучших своих боевиках сильные мужчины с бародкамі а-ля Дима Билан. Так выглядит сутенер 21 века. На кого похожа проститутка того же века, я показать, к сожалению, не могу: еще в спокойной Праге сігетавец Качэгар без доли улыбки советовал нам даже не доставать фотаздымачы в пределах кварталу: «Разобьют!»
К окнам проституток подходят смуглые сирийцы, витрина прыадкрываецца, проститутка врать пальчиком к себе. Сирийцы спрашивают про цены, начинается торговля. Некоторые остаются, некоторые идут дальше — там тоже есть на что палыпаць глазами.
Например, секс-шоу за 5 евро в таком своеобразном кинотеатре, где тусуются в основном молодые пары. Подешевле — порно по телеку в отдельной кабинке. Падаражэй — настоящее порно с девушками, парнями, или стандартной комбинацией на выбор.
Кавашопныя басни
«Знаете ли вы голландскую молодежь? О нет, вы не знаете нашей молодежи. Она нелюбознательна и аполитична. ЛСД — к, секс — к, поп-музыка — до. Сейчас у нас предпочитают „путешествовать“ в мире галлюцинаций с помощью наркотиков, а не по нашей грешной земле», — говорил устами советского журналиста о голландской молодежи времен здешнего брежневского застоя и тамошнего пяцігодзьдзя Вудстоке настоящий голландский коммунист Даниэль Ван дер Спэк.
Голландская молодежь не очень любит толпы туристов-любителей покурить, которые прибывают в Нидерланды из пограничных Франции и Германии, а также со всего мира.
«Если вы приехали в Нидерланды, чтобы обжечься, даже не обращайтесь ко мне!» — первым образом предупреждает 22-летняя студентка Маастрыхтскага колледжа Леона. Она с подругой сама не против развития земли, но наркатурысты много кого уже достали.
«История, туристические места — пожалуйста. Наркотики — нет», — говорит ведущая ежедневного политического шоу на голландском радио Франка.
И действительно, постепенно самого начинают доставать крикливые школьницы, которые приходят в экстаз только от одной изображения зеленой травы на витринах привокзальных кавашопаў. Ведь за кавашопамі многие не видят главного. Хотя главное — для каждого свое.
Зато посетители этих наиболее характерных для Голландии учреждений, которые начали открываться после легализации в 70-х легких наркотиков в попытке прервать распространение тяжелых, самые разные люди. Стоит конечно же поискать более абарыгенскае место с меньшим количеством туристов. Как и та же Siberie — место чистое и светлое. За большими столами сидят голландцы разнашэрснага вида, которые в перерывах между курением косяков играют в настольные игры и попивающих кофе-чай.
«Я курю траву с 16 лет», — говорит 50-летняя художница Эльжбета. Она уже месяц не выезжает из Амстердама. У нее нет нескольких задних зубов и денег, зато есть марочного размера копии ее картин, которые сразу же теряются в карманах, и пэрлінавыя ожерелье на шее. В кавашоп Эльжбета пришла с белым чемоданом на колесиках и не собирается уходить оттуда до самого его закрытия, хотя и приобретать что-то она тоже не собирается.
Оказывается, это так забавно — ездить по парэзанаму каналами вечернем городе, разглядывая черных, желтых и белых спутников напаўпустога городского трамвая Амстердама. Здесь всем пофиг на тебя, и тебе становится пофиг на других. Ты просто живешь, блуждая между каналов и пабов, теряясь в дыму центру, рискуя попасть под колеса велосипедистов, вылупліваесься на повсеместные репродукции Ван Гога, и заново вяртаесься в белый трамвай, полный людей со всего мира. Такого разного мира Амстердама.
«Увидеть Амстердам и жить», — призвал Дюма-отец за два столетия до того, как Алесь Герасименко и Катя Безматерных отправились на попутках в Нидерланды. Больше впечатлений из путешествия читайте в статье «Дом Рабіно» — место, где нет времени.