Достичь всех вершин в своем виде спорта в 24 года и двигаться дальше
Наверное, прикольно, когда в 24 года тебя называют грозой фристайл мотакросу и легендой мирового спорта. Правда, в этом нет ничего удивительного… если на мотобайк ты впервые сел в 3 года. Самый тытуляваны мотафрыстайлер американец Трэвис Пастрана в седло сел чуть позже, чем научился ходить.
Впервые чемпионом мира он стал в 14 лет, а в 2006-м зьдзесьніў настоящую революцию в мотокроссе — двойной бэк-флип, который еще никому не удалось повторить. Про самого не отошедшего от дел райдера и современного покорителя ралли Трэвиса Пастрану в интервью.
Когда Пастрана на байке, никто не осмелится предсказать, что он выкинет в следующий момент. «Непредсказуемый, изобретательный, отважный, гениальный» — журналисты и знатоки всего мира захлебываются в высокопарных эпитетах. Однако когда этот малыш расплывается в своей фирменной усьмешцы до ушей, трудно поверить, что перед вами монстр, супэрмашына, который передвигается на двухколесном агрегате более уверенно, чем на ногах. Кажется, что все привычные для простого смертного фобии: страх высоты, страх скорости и другие страхи ему не знакомы, а инстинкт самосохранения отсутствует напрочь.
А чего ему бояться? Однажды он уже вернулся практически с того света. В 14 лет, неудачно совершив прыжок с рампы, Трэвис почти на две недели впал в кому. Травма была тяжелейший, его случай был отмечен в учебнике по медицине — он стал третьим человеком в США, кто выживал в подобной ситуации.
Однако Пастрана с нами, этот коронованный король в неизменной бэйсболцы, мистер 199 (именно этот номер он упорно навешивает на всех своих двух — и четырехколесных приятелей) совершил революцию в мировом фристайл мотокроссу и, судя по всему, натворит еще дел в других экстремальных видах. Кстати, своим самым известным двойным бэк-фліпам Пастрана уже точно закрепил себе место в истории — его достижение до сих пор никому не удалось повторить. Так, и он сам признается, что во второй раз вряд ли пойдет на это.
Впервые чемпионом мира он стал в 14 лет, ну, а дальше медали начали сыпаться на него золотым градом. Сегодня у него их столько, что, если бы ему пришло в голову устроить себе стену Почета, эта самая стена своими размерами напоминала бы Великую Китайскую. Точное количество регалий, наверное, знает только мать Трэвиса.
Оставив в этом году мотафрыстайл, Пастрана решил переключиться на тот вид спорта, где, с его слов, ему будет не менее весело — ралли. Он ждал этого момента и все продумал: уйти без титула чемпиона главной битвы фрыстайлеров мотакросу — мировой серии Red Bull X-fighters было бы как-то не по-королевски. В прошлом году Трэвис реализовал задуманное и со спокойной душой сосредоточился на выступлениях в ралли.
«Я — самый не отойдя от дел бывший райдер в мире!»
Про жизнь после мотафрыстайлу Трэвис рассказал в своем интервью по телефону:
Приятель, после того, как ты перестал узьлятаць в небо на байке со своими безумными трюками, неужели теперь тебя можно застать вечерком перед телевизором в спортнагавіцах и попкорном за щекой?
«(Смеется) Спорт — это моя жизнь, и то, что я официально завязал с мотафрыстайлам, вовсе не означает, что я не сажусь в седло практически каждый день. Я — самый не отойдя от дел бывший райдер в мире!»
Сильно ли отличается твой обычный день сейчас от тренировочного дня действующего райдера?
«Ну, скажу так: в качестве релаксации 100-километровый прогулку на байке мне вполне подойдет. Правда, еще у меня всегда с собой баночка Ред Булла, чтобы энергии и сил хватило на такого рода прогулку. В любом случае отдых для меня — это тот же спорт, только для себя, для удовольствия».
«Двойной бэк-флип был уникальный, такой энергетики зрителей, как тогда на стадионе, я больше не чувствовал»
То твой двойной бэк-флип* в 2006 году до сих пор вызывает бурю эмоций и считается величайшим достижением в твоей карьере. Ты сам как думаешь?
«Тот трюк больше всего впечатлил людей, которые его видели. Так редко бывает, когда толпа видит и понимает, что мы, атлеты, чувствуем каждый раз, когда пытаемся совершить что-то новое. У меня в карьере было много классных трюков, но двойной бэк-флип был уникальный, такой энергетики зрителей, как тогда на стадионе, я больше не чувствовал».
Ты падкрэсьліваеш, что главной твоей победой стала победа в Red Bull X-fighters в 2007-м. Вспомни свое первое выступление в Мадриде в 2004?
«Я в то время редко выбирался за пределы США. Как правило, о турнире за океаном мне рассказывают фаны или промоутеры. И уж очень редко, когда подходят другие райдеры и, не скрывая эмоций, рассказывают, как круто выступить где-то. О X-fighters мне рассказал Кени Бэртрам, он заразил меня своим энтузиазмом, я сказал при соревнования своему агенту, который был просто в шоке, что я сам (!) предложил ему выехать из страны».
«Мне не спокойно, когда за рулем не я»
Ты стал легендой в мотокроссе, а теперь строишь карьеру в авторалли, и вот тут как раз совсем другие требования: твои победы и поражения зависят не только от тебя, но и от второго пилоту, с которым ты в команде и которому ты должен слепо доверять. Трудно было перестроиться?
«Самое трудное было переключиться с того принципа, которым я всегда руководствовался в мотокроссе: полная концентрация на себе и своем выступлении. В ралли все совершенно по-другому. Мне нужно ловить каждое слово и следить за действиями напарника, иначе мы просто разаб’емся».
А сам ты себя считаешь хорошим партнером? Умеешь доверять другому или ты один из тех нытиков, что сидят за спиной у товарища и пытаются делать ему замечания и критиковать его действия?
«Скажу честно: я гнусный пассажир. Чем круче водитель, тем страшнее становится. Мне не спокойно, когда за рулем не я».
Чем гордиться Трэвис Пастрана:
- Многократный победитель X-Games (аналог Олимпиады в экстремальном спорте)
- 4-кратный победитель серии Red Bull X-fighters
- Единственный в истории райдер, выполнив двойной бэк-флип (Лос-Анжелес, 2006)
- Многократный победитель этапов Ралли Америка
*Бэк-флип — круговое обращение по вэртыкальнай оси