Экспэрымэнтальнае Басовище «Живет Городок»
В самые жгучие дни этого лета 16-17 июля в Городке, что на территории Польши, прошел 21-й фестиваль музыки молодой Беларуси «Басовище». С очередным новым поколением организаторов самый старый белорусский оупен-эйр фестиваль обновился музыкальными и организационными интересными событиями.
Команда под руководством першакурсьніцы варшавского университета Коси Кузьмич рискнула изменить традиционную программу и «разнообразить Басовище новой актуальной музыкой», отказавшись в этом году пригласить в Городок традиционных для фестиваля хэдлайнеров. Из двух десятков заявленных групп только восемь уже играли на сцене фестиваля, остальные приехали впервые.
За 20 лет старая деревянная сцена «Басовище» была свидетелем рождения современных белорусских рок-звезд, делила переживания побед и поражений конкурсантов, была трыбунаю для запрещенных несколько лет в Беларуси групп.
Начавшись как фестиваль белорусской музыки для местных этнических белорусов в Польше «Басовішча», несмотря или благодаря постоянной смене организаторов из состава студенческого объединения и иронии судьбы не только стало самым крупным ежегодным белорусским оупен-эйрам конца 90-х — первой половины 2000-х, но продолжается и сейчас, когда белорусская музыкальная сцена обзавелась несколькими новыми фестивалями.
Наверное, чтобы выдержать эксперименты нового времени и энергетику новых хэдлайнеров (чего стоят одни скачки Михалка!), старую сцену в этом году продумана обновили сильнее полом. Однако при этом пострадал backstage. В небытие ушел легендарный массивный деревянный стол, который был свидетелем многих пазасцэнічных событий «Басовище» и не одной душевной вечеринки.
Душевность в этом году была на виду — символом фестиваля 2010-го года стало сердце. Разве что не представлены широкой публике художник долго не думал над концептом и использовал для логотипа обычный клип-арт. Зато вместо черных, белых и серых маек, которыми ежегодно пополняются коллекции любителей фестиваля, на этот раз пестрели глямурныя розовые, фиолетовые и серые «сердце».
Первые посетители «Басовище-2010» с большими рюкзаками начали съезжаться в Городок еще за день до фестиваля. За сценой, где раньше располагался палаточный городок, приезжих встречала охрана и направляла на новое «жилье». Там же, в соснах за сценой, по-художественному ўвасобленых Михалом Анемпадыставым на символы фестиваля 2007 года, сейчас расположился паркинг для оргкомитета и музыкантов.
Новый палаточный городок либо «гетто», как его прозвали из-за высокой ограды и невыносимой сьпякоты и отсутствия тени, раскинулся на частной площадке в лесу. Традиционное шумное ночная жизнь городка останавливалась с первыми лучами солнца, когда приходилось буквально сбегать и прятаться в тень либо под навесы местной кофейни, удобно расположенной прямо возле палаточного поля.
Днем от зноя спасала разве разьліўное пива на территории фестиваля, озера поодаль да работал кондиционер на заправке.
Однако ближе к вечеру вялый днем борик оживал. Экспериментальный дуэт ведущих «мэталіст да рэпер» Таболич да Кровь наперебой объявлял участников программы.
Конкурсная часть в этом году была короткой — всего 5 групп, однако отличительной как по охвату городов, так и по стилям. Минск, Могилев, Брест, Сенно да Хайнувка представили запоминающиеся программы от модернового метала с роком до техно и рэпа.
Могилевские Akute, которые еще несколько лет назад дерзкими панками в составе группы «Глюки» прорывались на конкурсную сцену фестиваля с бело-красно-белым флагом, теперь интеллигентно, с «британской» уверенностью взяли главный приз — 1000 долларов и запись на студии. Отдельно члены жюри отметили и минский Exist-M, который не оставил равнодушным никого, кто застал выступление металлистов. Могущественнее дэзавы вокал худенькой гибкой вокалистки буквально припечатал расслабленых солнцем зрителей до скамеек.
Первый день Басовище уверенно можно назвать подляшском. Наибольшее количество зрителей собрали самый популярный рок-группа на Подляшье Rima да старые польские рокеры Lipali. Разогретых польских панков под сценой подменили белорусы как раз на выступление главных минских растаманов Аddis Abeba.
Позитивная рэлаксовая музыка пришлась как бальзам на сердце после громких роковых программ и активного слэма или как крем от ожогов после сьпякотнага первого дня фестиваля. И как ранее было Басовище без регги? Танцевали все.
На второй день фестиваля пришлись выступления белорусских звезд, однако и польских поклонников заметно не уменьшились. Так, инструментальный дуэт Gurzuf уже знакомый местным по нескольких успешных клубных концертах в Белостоке, на открытом воздухе на закате дня смотрелся и слушался очень достойно. Troitsa на Басовище уже в третий раз и уже имеет там своих постоянных поклонников. Под известные хиты B:N казалось, что ничего в программе «Басовище» за последние годы и не изменилось. Однако березовке разнообразили свое выступление сильным дуэтом с рэперам Винсентом. «Грешили» рэпом не только бээнаўцы. Минский Termin X, который четыре года назад был в конкурсе, в этом году завершал фестиваль уже в качестве гостя и в рамках презентации своего дебютного альбома спел с Кгои’ам. Да и в конкурсе тоже «читали» — сянноўскі рэпер Еж.
Но все, по крайней мере приезжие белорусы, ждали «лучший альтернативный группа Беларуси, России и Украины» — «Ляпис Трубецкой», который наконец посетил Городок. Интрига была. Перед выступлением музыканты спокойно пили пиво за столиком в фэстывальным баре рядом с касякамі местных посетителей. «Ляпис» почти неизвестный в Польше. Зато поклонники из Беларуси дали волю эмоциям, фотографируясь и общаясь с кумирами. Из окрестностей на мощный выступление собрались все — смотрели, слушали, слэміліся да записывали на мобилки.
«Ляписы» профессионально сыграли хиты из европейской программы Agitpop с уже немного набіўшымі многим поклонникам оскомину известными на зубок рыфмаванкамі. Но и локальном контекст был: Булатников практиковал белорусские слова, приветствуя «дамы и господа», а Михалок в традиционной для него манере «космического цирка аутсайдеров» обратил внимание на «басовіцкія сосны».
21-го «Басовище» ждали с предосторожностью. Смена музыкального формата, отсутствие бесплатных виз для зрителей из Беларуси, уже традиционная маловата реклама фестиваля в Беларуси вдохновляла ярых посетителей «басов» и просто любопытных на пессимистические пророчества что касается перспектив фестиваля.
Однако на третьем десятке «Басовище» не стало худшим или лучшим, не стало совершенно другим, но и не осталось стоять на месте. Фестиваль для новых поколений посетителей запомнится уже таким: с рознастылёвай музыкой на сцене, с творческими встречами днем и да-джэйскімі сетами и танцами на песке ночью. С возгласами «Жыве Городок!», часьцейшымі за «Жыве Беларусь!», с баром «У Ивана» на месте легендарного «Killer» бару, однако с все той же калярытнай killer-мамой, с конкурсантами и звездами, с разьмеранымі по утрам в кафе на заправке, со сценой под соснами и пивом с сиропом возле нее, с белорусско-польскими ночными пасядзелкамі в палаточном городке и свободными разговорами за сценой с часто недостижимыми в суматошным Минске музыкантами.
Смотрите также тематические фоторепортажи с Басовище-2010:
В целом
о Басовище-2010 в 40 больших съемках
Бонус к общему
фоторепортажа (люди, настроение и то, что не вошло в общий 🙂
Победители «Басовішча-2010» Akute
Хэдлайнэры фестиваля — «ЛяписТрубецкой»!
Растамансківыступление Addis Abeba
Первый
раз на Басовище —
весь фестиваль в 30 снимках