«Это мы, а это они» — в автошколу за правами
«Пошли учиться на права!» — не переставал агитировать меня идти в автошколу друг. Но находилась тысяча дел до того, как потратить день-два на медицинскую справку, выбрать автошколу и найти время на занятия. Очевидно было одно: права нужны, и все знакомые вокруг или учатся, или в состоянии поиска автошколы. С другом я тогда так и не записалась, но уже этой осенью — ровно три месяца назад подала документы и услышала заветное: «На выходных берите тетрадь, ручку и начинайте учиться». Впереди ждали загружены учебой выходные, знакомство с инструктором и первый выезд на минские дороги, а на результате — экзамены в ГАИ. Три месяца аўташкольнага жизни — в статье.
Выбор автошколы
В поликлинику я показалась, когда надоело отвечать знакомым на вопрос, почему я до сих пор не в автошколе:) Не так страшен черт, как его малюют — на деле получилось сделать справку за один день.
«Нужно выбирать автошколу по рейтингу — на основании коэффициенту здачаў и няздачаў», — помнила я слова своего друга. Так и сделала — посмотрела статистику, начала обзванивать. Еще было важно, чтобы школа была недалеко, а также чтобы автодром был в зоне дасягальнасьці, ведь часто теоретические занятия проходят в центре, а практика — на окраине. А времени на это основательно сказывается — теория у меня была по субботам и воскресеньям, а практика в течение рабочей недели. Начав учиться, я на собственном опыте поняла знакомых, которые на время автошколы буквально выпадали из жизни. Но моя школа была рядом, и автодром рядом, поэтому шансы успевать все были хорошие:)
Схватив тетрадь и ручку, я побежала на первое занятие как «первый раз в первый класс». «У меня все группы очень быстро зьсяброўваюцца», — объяснял нам преподаватель по теории. Мы же только косились друг на друга и с недоверием посматривали в сторону преподавателя. В группе 20 человек, большинство — девушки, средний возраст — лет 25. Ощущение было на самом деле как в ўнівэры. Забегая вперед, скажу, что преподаватель был прав.
Первый раз за руль
Просмотр компанией вечернего футбола прерывается тэлефанаваньнем: «Я — ваш инструктор! Выбирайте время для занятий». Во-первых, мне казалось, что за руль еще рано, ведь мы и первого зачета тогда не сдали. Как я буду ехать, не зная знаков?! Во-вторых, я искренне побаивалась инструктора. Наслушалась историй про то, какие они бывают. И так и видела такого злодея под музыку шансон в паўразваленым авто, который стремится развести на дополнительные занятия или ремонт запцацак.
«Ищите на стоянке третий гольф либо просто бакляжан», — в предчувствии ищу то, на чем я буду учиться ездить и сдавать на права. На деле же у меня был воспитанный, образованный, умный инструктор, в чем-то даже психолог, ведь с такой работой к каждому свой подход нужно иметь. «Вот выпущу вашу группу, и уволюсь, а то и поседеть здесь можно», — иногда приговаривал он. Время летело быстро, и о «поседеть» я поняла уже в ГАИ.
Зачеты и экзамены
«Что эта теория, главное — уметь по городу ездить!» — как один говорят мне водители со стажем. Это все так, но чтобы получить права, прежде всего, нужно сдать теорию. Поэтому правила я старалась учить и не бросать этот процесс на самотек. Ведь наслышалась историй, как люди не сдают теорию, отстают от группы, а там уже все по накатанной — приходится искать машинку, на которой сдавать, и обивать пороги у «стены плача» в ГАИ.
В автошколе кажется 7 зачетов по теории, а также выпускные теоретический и практический экзамены. Потом ГАИ — там все в три этапа: теория, площадка, город.
В нашей автошколе каждый зачет состоял из дьвюх частей: на компьютере и на бумаге. Чтобы тренироваться к компьютерной сдаче, я приобрела себе в магазине диск с вопросами по ПДД — большинство их идентичны с аўташкольнымі и ДАІшнымі. Также в автошколе можно было приобрести диск со всеми бумажными билетами, лекциями, видеороликами — всем тем, что нам рассказывают или показывают. В целом с зачетами все просто — выучил и сдал. Но с моими разьездамі по выходным иногда приходилось сдавать зачеты досрочно — преподаватели обычно идут навстречу. Поскольку сдача происходит в форме теста, то такого понятия как «завалили» здесь нет. Главное — не волноваться и спокойно давить на пімпачкі с правильными ответами.
Перед итоговым внутренним экзаменом, естественно, сильно волновалась. Пришлось повторять весь диск, ведь удивительным образом эти правила, а прежде всего определению, мгновенно забываются от зачета до зачета. Но тридцать вопросов сдались быстро. По практике мы сдавали все элементы: дыяганалка, гараж, дворик, эстакада, а потом город. Это первый раз, когда едешь с полной машиной «пассажиров» — думаешь, как правильно ехать и не спасовать перед одногруппниками.
«Это мы, а это они»
Так говорил мой инструктор чуть ли не на каждом занятии. Приходится ехать по правилам, а вокруг машинки едут, как хотят. Все превышают, а я еду 40, потому что здесь соответствующий знак. Я разворачиваюсь на перекрестке, они позади меня падрэзваюць, поворачивая влево — только и пасьпявай следить и тормозить, если что. Аб’яжджаю препятствия — показываю повороты, хотя ни до меня, ни после меня никто их не включает.
«За 19 занятий невозможно научиться ездить досконально, но можно понять систему и сдать экзамены», — объяснял мне инструктор. Систему я поняла. Даже ждала каждого следующего занятия — ездить мне нравится. «Все движения должны быть пэдантычнымі. Помни, мы — элитная команда, а вы — мой автомобильный спецназ:)», — давал последние установки перед ГАИ инструктор.
В логове ГАИ
Ситуация осложнялась тем, что наши экзамены приходились на новогодние праздники. В ГАИ нас ждали 4 января. Кажется, еще не адшумела шампанское, а мы уже стоим на морозе при минус 15-ти и готовимся сдавать теорию. Поддержать нас приехали и преподаватель теории, и заместитель директора школы. С синими носами следуем фотографироваться — именно это фото и будет потом в удостоверения водителя.
«Не торопиться и не волноваться!» — подбадривает всех перед экзаменом наша преподавательница. Она сама получила права 4 года назад и еще помнит по себе все волнения. Вижу компьютер со своим снимком и сажусь сдаваться. Тесты там немного модифицированные, картинки иначе нарисованы, но только 10 вопросов. Пару минут — и первый этап пройден! На радасьцях аж начали обниматься:) Из наших не сдал только один человек — и то из-за волнения.
«Стена плача»
Если не сдаешь, до практики не дапускаесься и приходишь через пару дней в ГАИ заново сдавать. Был бы время, а так, как говорят, вода и камень точит. Но лучше не отставать от группы. Ведь тогда ты уже сам за себя. Сам ищешь машину, на которой сдавать, ведь автошкола представляет авто только для первой сдачи. А сесть за руль совершенно другой машины и уверенно проехаться по городу после 19 занятий практики — дело не простое. Да и на месте нужно будет еще отстоять очередь, чтобы сесть в зручнейшую машину, поэтому и называют стоянку в ГАИ «стеною плача».
Либо можно договориться со своей аўташколай, чтобы дали тебе «твою» машину для повторной сдачи (стоит около 20 тыс.). Также можно взять дополнительные занятия у частников, и до новой машинки привыкнуть и по маршрутам ГАИ поездить — оповещений хватает.
А что до маршрутов, то их можно найти непосредственно в ГАИ на Семашко 17. Не лишним будет перед экзаменом поездить по этим маршрутам со знакомыми, чтобы запомнить, где какие знаки и ограничения. Летом некоторые и пешком проходят эти дороги.
Площадка и 100-процентный «город» в ГАИ
«В ГАИ будете сдавать дыяганалку либо гараж», — говорил накануне экзамена инструктор и продолжал, — «По таком морозе эстакаду не дают». Но нас ждал сюрприз — все курсанты нашей автошколы должны были сдавать именно эстакаду. Тут уже и инструкторы начали волноваться, ведь машины не новые, и шчапленьне не у всех хорошее. Заглухнеш либо скоцісься — и все, прямая дорога к «стене плача». Но один за одним каким-то чудом въезжаем на абледзянелую эстакаду. В результате этот этап у нас не прошло только несколько человек. Отличная статистика!
И вот он — момент Х, минуты славы, когда нужно уверенно и педантично проехаться по заснеженным «городе» с Гаишником. Но люди один за одним в нашей машинке получают «несдачу». Гаишник тихо сидит рядом и молча рисует штрафные баллы.
Сразу несколько друзей, что не так давно прошли процедуру получения прав, в один голос предупреждали: если попадется такой усатый Гаишник и с животиком — все, хана, капец! Я вам так скажу — там не каждый экзамэнатар с усами и животиком:) За рулем главное — не волноваться. Не столько важно, правильно ты проедешь все перекрестке, сколько важно показать свою готовность к дорог и умение адекватно реагировать на трудности. Ну и пристегнуться и с ручника сняться при старте тоже нельзя забывать:) При мне в ГАИ людей высаживали, когда те только метр проехали.
Сажусь за руль, еду, кажется, уверенно. Когда останавливаемся, Гаишник хвалить, но советует быть более внимательной и приглашает приехать через неделю. Через час выясняется, что учащимся нашей автошколы всем поставили «несдачу». 100% няздачаў.
По данным за январь-сентябрь 2009 года среди минских аўташколаў процент няздачы экзамена с первой попытки составляет от 33% до 78%. У нашей школы теперь будет 100%. Поговаривали, что это результат плохих отношений ГАИ и дирекции автошколы. Мол, первые портили на курсантах коэффициент здачаў, по которым многие и выбирают, в какую школу пойти. Но, проверить, на самом ли деле это стало причиной, сложно.
Для нас обучение продолжилось еще на неделю. Заново собрались группой и со своим инструктором поехали сдавать «город». Пару километров за рулем — и заветная «сдача» есть! А на следующий день и удостоверение водителя с синим носом:)
* * *
Говорят, что научиться управлять автомобилем за 19 занятий невозможно. Но количество водителей в Минске только растет. И многие из них получают права после столь короткого тренинга. Только в автошколах, зарегистрированных в ГАИ ГУВД Мингорисполкома, за период январь-сентябрь 2009 года подготовлено около 29 000 водителей. В соседних странах с большинства аўташколаў новоиспеченных водителей «выпускают» на дороги в индивидуальном порядке. К примеру, в Украине количество практических занятий может быть от 10 и выше.
Мне посчастливилось получить права в период новогодних праздников, от этого праздничное настроение только усилилось, а сьвежанькае удостоверение лежит перед монитором и напоминает про три месяца насыщенного обучения и пазнаваньня авто, дорог, а в чем-то и себя:) Теперь осталось пересесть на колеса — и приветствуйте еще одного водителя! Говорят, здесь все иначе — проверим.