Город контрастов: Полоцк
В Полоцке находятся самые возвышенные храмы Беларуси — и самая большая коллекция бюстов Ленина. Полоцк — самый древний город Беларуси — местами представляет собой деревню в упадке. Единственная в Беларуси действующая униатская церковь находится в Полоцке — и для нее не нашли места лучшего, чем район, прозванный «коровником». В Полоцкой Софии играет органная музыка, а полочане до сих пор слушают Юру Шатунова и «Черный бумер» Сереги. А еще там есть скульптура буквы В.
Полоцк — это не забытый Богом и правительством уголок. Но несмотря на то, что ему уделяется много внимания и полоцкие памятники старины всегда под пристальным присмотром, что и на полоцких улицах воцарилась отличительная белорусская «чистота», Полоцк необходимо защищать. И прежде всего — от этой самой внимания.
Фотоальбому полоцких молодых супругов могут позавидовать даже столичные пары. Кажется, все силы брошены на создание прочных ячеек общества. Суббота — свадебный день. В «перазьменку» удалось попасть в Полоцкую Софию. Над сутокай Западной Двины и Палаты, под строго-серым небом храм выглядит мощным и независимым.
«Сафійскімі» называли крупнейшие соборы аж с Византийских времен. Первый Софийский собор был построен в Константинополе в VI веке. А через пять веков с Полоцкой Софии началась история белорусского каменного зодчества.
К сожалению, немногое сохранилось до наших дней. Храм выживал в пожарах и войнах, но постепенно терял свою аутентичность. «Наилучшее» назначение храму нашли, конечно, в Советское время: там сначала был музей, потом склад зерна, затем жилое помещение — и снова состав. Сегодня место, где когда-то концентрировалась духовная жизнь страны, сейчас превращенное в музей и концертный зал.
Двери и гардероб из белого плястыку даже уже и не удивляют. Вызывают только уныние: новые русские с малиновыми сьпінжакамі и шасьцісотымі мерседесами уже давно из символов времен перестройки превратились в призраки, а «евроремонт» со шклапакетамі, сайдингом и гипсокартоном по-прежнему остаются мечтой и мерой красоты для отечественных строителей, видно, и реставраторов.
«Молодежь тянется к нам. Весь Полоцк в нас. Такие красивые фотографии удаются, все хотят иметь такие», — с гордостью и энтузиазмом рассказывает наглядчыца музея.
Вот и удается, что выжил тысячелетний храм ради того, чтобы Вася и Маня могли поставить на месте бывшего алтару два кресла и букет искусственных цветов — и заполучить типичное для тысяч людей семейное фото.
В пасмурный день 2 февраля грела мысль, что сегодня — день Ежа, и раз такая погода, значит зиме недолго осталось властвовать. Кто как, а я так люблю посещать католические храмы в солнечный день, а православные — в серые и пасмурные. Поэтому лучшего времени для посещения Спасо-Эўфрасіньнеўскага монастыря и не придумать было.
Нам помогает послушница Юлия — девушка действительно небесной красоты, слушать которую можно бесконечно. Она с 12 лет мечтала стать монахиней. После учебы в Академии музыки своей мечты Юлия не забыла — и вот четыре года она в послуху.
В стенах Эўфрасіньнеўскай церкви Юлия рассказывает про чудеса Божьи, которые уже успела увидеть за этот срок. И в окружении древнейших фресок, священных чисел, которые смотрят на тебя с каждого уголочке храма, даже и не возникает сомнения, что так оно и было.
Стараюсь почувствовать до конца, какой должна быть сила духа, чтобы человеческая личность была возведена в ранг святых. Даже в теплой одежде нам зімна внутри собора. А Эўфрасіньня спала в нятопленай келии длиною с человеческий рост, положив голову на падвоканьне.
Юлия рассказывает, что люди, одержимые дьяволом, не могут находиться там, где была Правялебная. Был интересный случай и с чиновником: аж пока не пахрысьціўся, все время натыкался на невидимую стену.
Смотрю через вузенькае окошко. Почти тысячу лет назад то же самое делала и Эўфрасіньня. Хочется просто посидеть в тишине загадочных фресок, которые не до конца раскрыли свои тайны. Мне никогда не приходилось находиться в столь сильном по энергетике месте: будто тебя опустили в глубокий-глубокий колодец истории и и ты можешь сделать глоток студзёнай давности.
Сидорский, однако, посетив Полоцк, видно, посчитал, что Эўфрасіньня не принимала холод как данность Божью, а страдала от его из-за недостаточно развитой по тем часох инфраструктуры. Поэтому премьер-министр решил поправить историческую ошибку — и приказал к визиту Лукашенко обеспечить храм полом с подогревом и кафелем «Керамин». То ли молитвы, то ли ЮНЕСКО спасли церковь от неизбежной погибели.
Эўфрасіньнеўская церковь — это живой храм. Там своя терморегуляция. Любое вмешательство в этот живой организм может в мгновение ока его убить. Там даже обогреватель нельзя ставить — чтобы не повредить фрески, или, не приведи Бог, не нарушить стены.
Но все равно полностью отказаться от широких движений государства не удалось — на церковь подняли огромный золотой купол, которого там испокон веков не было и быть не могло. Совсем неаўтэнтычны, он нарушает гармонию монастырского комплекса.
Уходить не хочется совсем. Особенно после монастырского обеда:) в Начале и в конце нужно было помолиться вместе. Монастырская еда — не постная и однообразная, а домашняя, очень вкусная.
В то время, как десятки выдающихся архитектурных памятников пропадают из-за равнодушия и непослушание, из-за элементарного недостатка денег и безкультур’я чиновников, излишнее внимание и непонимание элементарных вещей может привести к потере, пожалуй, самой ценной церкви. К Евфросинии с последней надеждой на чудо тянутся люди из разных уголков не только Беларуси, но и мира. Стоя на ледяном полу, глядя на тусклые лики святых через дымка своего же дыхания, невольно веришь в силу заступницы земли белорусской. Интересно, а в кого верить, стоя на теплой полу под золотым куполом абкладзенага кафелем «Керамин» храма?
А еще в Полоцке много аутентичных стареньких домиков и зданий, которые составляют определенную мозаику города, создают ему уютную атмосферу. Но они выпадают из-под внимания и также становятся жертвами пестрых вывесок, сайдинга и плястыку.