«Иди, иди, зима, до Кракова, ведь ты нам нахракала!»: В Беларусь пришла весна Масьленічная
1 марта белорусы широко отмечали праздник масьленіцы. Воскресенье — последний день мясапуснага недели перед началом Великого Поста, символический отход зимы и полная надежд встреча весны. Во времена язычества люди верили, что в этот день бог зимы Зюзя уступает свои права богини весны Ляли.
По примеру предков многие современные белорусы не обошли стороной такое событие своим вниманием. Во всех районах Минска, городских парках и даже минском зоопарке по давно знакомому сценарию были организованы типичные народные «гуляния» с песнями, плясками, уличными блинами и оладьями. А для тех, чья душа жаждала родной традыцыйнасьці, распахнул свои серо-деревянные объятия Белорусский Государственный музей народной архитектуры и быта в Строчицах.
Тем, кто приехал в музей параней, посчастливилось павывучаць самобытный жизненный уклад предков-крестьян в тишине и удобной относительной бязьлюднасьці.
С каждой же часом ближе к обеду цепочки туристов продлевались, а очереди росли. Любопытные семьи с маленькими детками, пожилые бабушки, молодые пары, подростки интеллигентной и сомнительной зьнешнасьцяў, иностранные гости тщательно фоткались и били лбы о низкие дверные проемы домов, часто даже не догадываясь о глубокий смысл своих шишек в преклонении духом предков, которые живут в порогах.
Естественно, некоторые из посетителей искренне восхищались коллекцией предметов быта из Центральной Беларуси, Поозерья и Поднепровья, сохраненными еще с XVIII века, некоторые весело развлекались сьнежкамі и санками, а кто-то расписаний пикники прямо на снегу. Причем последние не знали сами, что чтят традицию, ведь Масьленіца — это последний день перед Постом, когда можно употреблять их интересовали спиртные напитки.
Тем, кто приехал не в музей, а на праздник, программа обещала быть довольно интересной и в целом, заняться было чем. Люди ходили на ходулях, перетягивали канаты, метали в мишени кольца, обходили чугунные кувшины с таким же результате на голове, лезли на столб, чтобы развязать красную ленту, участвовали в конкурсе на лучшую Масьленічную куклу, приобретали сувениры, слушали группа «Джамбибум» и смотрели выступление народного литературного театра «Живое слово», ходили с бабкой-павітухай, дедом, мядзьведзем и козой по домам, водили магический хоровод и грелись около ритуального костра.
Конечно, реальность немного испортила праздничную ідэальнасьць. Холод и ветер согнал людей в единую крохотную таверну, где они выстаивали длинные очереди, чтобы выпить горячего чая и полакомиться блинами — круглыми символами солнца — по 4800 рублей за 100 граммов. Это было единственным местом «для сугрэву», что вызвало немало нареканий столичных гостей.
Не было и дополнительных автобусов, хотя в маршрутные такое количество гостей вместить просто не могла. А машины из-за отсутствия парковки растянулись вдоль всей проезжей части во все возможные стороны.
Нынешняя Морено напомнила жителям центрального района Минска стелу «Родина Мать». Морено — это кукла, которая зь’яўляецца символом уходящей зимы и всего плохого. Вместе с ней в огне сгорает все злое и нечистое. Поэтому люди без сожаления кормили костер своими старыми вещами, превращая в пепел все свои беспокойства. Все ждали, когда же загорится само тело пугало, но оно побеждена упала наземь, начав коллективный хоровод.
Посетители уезжали красные от мороза и довольные, ведь те, кто хотел не просто паталеньня поверхностных праги рядового праздника, а более глубоких впечатлений, их получили. И те, кто утонченно программы не ожидал, тоже повеселились на своем пікнічку. Все организаторские недочеты в Прощеное воскресенье были прабачаныя.