Историк Захар Шибеко, что занимается йогой на парах
«Слишком длинный нос и маленький рост не позволили мне стать актером», —
говорит профессор Захар Шибеко, автор книжек «Минскъ сто лет назад», «Очерк
истории Беларуси» и других. Он, преподаватель университета, производит перед
студентами ёгаўскія асаны и устраивать музыкальные паузы на парах. Изучая Минск, признается в своей нелюбви к белорусской столице.
В истории Шибеко «чувствует себя грибником, который идет по лесу, и радуется каждому новому грибу»
Захар Васильевич — деревенский парень. Отец — председатель колхоза, мать — преподавательница. Вспоминает, как уже в школе проявились актерские способности. «Я выступал в школьном театре, был очень популярен среди сельчан, среди своих сверстников». Поступал в Театрально-художественную академию — не поступил. Однако, утверждает, преподавание истории также своеобразное актерское мастерство.
Был истфак. Повышенная стипендия. Красный диплом. И, несмотря на одни пятерки на сессиях, успевал и студенческий хор посещать, и театральный кружок. Захар Васильевич вспоминает:
«Мы готовили в студенческом театре пьесу одного чешского драматурга. Там был коммунист, который не достойно вел себя по отношению к семье, а потом, когда события в Чехословакии происходили, нам эту пьесу запретили. С нами вели беседу сотрудники КГБ, для меня это было дикостью!»
Студентом начал рыться в архивах. «Чувствуешь себя грибником, который идет по лесу, и радуется каждому новому грибу, новому факта». Так и начиналась карьера ученого.
«Были попытки заниматься предпринимательством, но наука победила. Наука требует полной отдачи. Я думал, что можно совместить — „профессор-бизнесмен“ (по-современному звучит), но не получилось».
Историк Шибеко и советская власть
«Я жертва советской власти», — уверенно говорит он.
После окончания университета с красным дипломом был брак с еврейкой. И — потому что еврейка! — Шыбеку не взяли в аспирантуру. И на должность лябаранта не взяли. Спасибо, что Константина Шабуни, члена-корреспондента Академии наук, встретил, который и пригласил его под одной крышей работать.
Вторым ударом советской власти историк считает происшествие во время сельскохозяйственных работ.
«Я единственный, кто умел косить. И однажды такая поездка закончилась трагически. Когда возвращались из этих работ, автобус перевернулся. Мы попали в аварию, я переломил себе нос и травма головы была серьезная. Потом мне дважды этот нос правили, чтобы он не был на сторону».
Шибеко был свидетелем, как расправлялись с националистами Академии наук — Зеноном Позняком, Михаилом Чернявским.
«Их просто выгнали с работы. Я сейчас очень критически оцениваю советское наследие. Не вижу ничего хорошего в советском союзе. Чем быстрее мы избавимся от советской ментальности, тем быстрее станем европейцами».
Таблетачныя люди городов
Господин Шибеко вспоминает:
«Когда я в первый раз увидел город, то это вызвало, конечно, восхищение, все так необычно, красиво, мир, комфорт, ванна, душ, теплая вода. Но с течением времени я разочаровался в городе: и в самом Минске, и в городском жизни. Это все же искусственное окружение. Каких магазинов наиболее в любом городе? Горожане становятся „таблетачнымі“ людьми! Наши предки всегда жили по сто лет и больше. И не знали никакой химии, никаких таблеток. Ели натуральную пищу, дышали чистым воздухом, пили чистую воду. Как я могу восхищаться городом, если он разрушает здоровье — мое, моих близких, моего народа?»
Захар Васильевич ценит свое здоровье.
«До 12 часов или ничего не ем или ем только фрукты и овощи. Мясо один или два раза в неделю. Городской человек должен много спать. Стараюсь спать не менее восьми часов, а то и девять. Культура городской жизни требует философии аскета, неўсёдазволенасьці».
А еще ежедневно, утром и вечером, йога, которую он освоил самостоятельно. Если бы не внимательное отношение к здоровью, не было бы такой активной интеллектуальной деятельности, утверждает историк. Теперь ему целых шестьдесят один, но ни головных болей, ни с давлением проблем — нет.
«Люблю велосипед, пешком люблю часто ходить. Выходной у меня может быть в любой день. Самый любимый отдых — велапрабежка, с выездом за город. Или просто выехать в лес либо на дачу и походить, два-три часа. Главное — процесс пешей ходьбы. Приносит большое удовольствие. Кино, театр, классическая музыка — престижная форма отдыха».
«Должна быть женщина, которую можно боготворить»
В жизни Захара Шибеко три главные ценности: наука, спорт и любовь — к женщине.
«Мужчина не должен ставить на себе крест в любом возрасте. Любовь — это серьезно. Должна быть женщина, которую можно боготворить, которой может восхищаться. Это дает жизненный импульс, жизненный тонус, продлевает жизнь, делает человека счастливым, невозможно быть счастливым без любви».
В 1985 году выходит книжка «Минск. Страницы жизни дореволюционного города», написанная историком и его женой. Научно-популярный стиль, с фотографиями начала 20 века — минчан, улиц и даже предметов быта — выдерживает целых три издания. Книжка распространяется тиражом 15 тысяч, а фамилия Шибеко теперь знают не только историки.
«Написание этой книжки — трагическая страница в моей жизни. Я защитил диссертацию по Минску. Жена в то время серьезно заболела, получила группу инвалидности. Чтобы ее как-то поддержать, я решил готовить к печати эту книжку. Она была математик по специальности, я дал ей свой архив, она многие интересные идеи подкинула. Но это работа не стала спасением для жены, она долго боролась со своей смертельной болезнью, но стала покойницей. Благодаря жене, я стал известным историко Минске. Ее смерть заставила серьезно относиться к своему здоровью».
Захар Васильевич и его студенты
На парах преподавателя Шибеко есть музыкальные паузы.
«Студенты приносят гитару и поют свои песни. Мы расслабляемся, отдыхаем и с новой энергией начинаем работать дальше. На прощание я им что-то пою со своих песен».
Ну, а чем же отличались советские студенты от современных? Историк вспоминает, что в его времена не творчески завучвалася только то, что было в руководстве.
«Дата и такое суждение. И такое суждение — истина. Чем точнее мы определяем резолюции КПСС, тем выше оценка. Стереотипы остались, но теперь студент и преподаватель имеет право привести несколько мнений, выбрать какую-то свою позицию».
Но, по мнению Шибеко, сейчас стало много свободы, которая зачастую превращается в моральную распушчанасьць.
«Раньше мораль была более высокая, была под влиянием деревенской нравственности, а деревенская моральность была намного выше, чем городская. Считалось, что отношения мужчины и женщины должны быть традиционными. Современная нецярплівасьць в выборе своих любимых иногда приводит к фиаско в этих делах. Я на лекциях стараюсь поднять авторитет семьи, это величайшее изобретение человечества. Семья — наш сейф, в который мы прячем свои богатства, она наполняет нашу жизнь смыслом. Мы живем для своих родителей, детей, любимых.
Но нынешняя молодежь мне больше нравится. Ведь она больше эрудаваная, мне с этой молодежью очень интересно. Раньше студенты делали зазубренные выступления, а сейчас это может быть импровизация, театральная игра с презентацией. У молодежи намного больше возможностей для самореализации».
«Минск походит на современную красавицу, наряда которой не хватает старинной драгоценной украшения»
В книжке «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» авторы пишут: «Минск походит на современную красавицу, наряда которой не хватает старинной драгоценной украшения. Действительно, в „наряды“ столице чрезвычайно мало памятников архитектуры прошлого, немного исторических построек». Изучая историю города, Шибеко не скрывает своей к нему нелюбви.
«Я не нахожу в этом городе ни одного комфортного уголка, остались фрагменты. Идешь на улицу, делаешь два шага и она заканчивается. Он настолько пропитан советским духом, что прачысьціць его фактически невозможно. Город-музей советской эпохи. Своего собственного, связанного, скажем, с традициями белорусского барокко, здесь, к сожалению, не обнаруживается. Но для меня наш город симпатичен своей шматкультурнасьцю, своей шматэтнічнасьцю, узаемапавагай, терпением».
«Сейчас планы завершить книгу „Белорусские мечты о Вильнюс“, где хотел бы показать, какое место занимал этот город в национальном белорусском движении, почему мы потеряли Вильнюс».
Когда-то историк Шибеко писал стихи. Играл на гармошке, на гитаре, на баяне.
«Я — это сгусток энергии и желаний. И моя мечта — прожить на этой земле как можно больше. И сделать на этой земле как можно больше».
Он утверждает, что если бы не был историком, то стал бы, возможно, священником.
«Я верю в Бога. Считаю, что умом невозможно все это объяснить. Слишком все в мире досконально и разумно, чтобы было без вмешательства какого-то абсолютного разума».