«Камяніца — такой фестиваль, что бросай все и спрычыніся»
Фестиваль «Камяніца» впервые прошел год назад и собрал около трех тысяч посетителей. А полученные денежные средства пошли на реставрацию уникальных памятников деревянного зодчества, расположенных на территории музея.
На пресс-конференции в ресторане «Камяница» координатор фестиваля Сергей Чэгрынец вспоминал рождение идеи и первые шаги по созданию нового фестиваля, который, как выяснилось, был давней мечтой музея. Сотрудничество команды Чэгрынца и музея ведется уже третий год, а начиналось с открытия в Озерце «Таверны» с национальной белорусской кухней.
«У нас была мечта — чтобы на территории музея проводились массовые, значимые в рамках республики и даже больше мероприятия, — отметила директор музея Светлана Локотко. — Делаем много событий, однако фестиваль — одно из самых массовых и значимых. В его реализации задействовано 99% сотрудников музея, и все мы слово „фольк“ воспринимаем как что-то свое».
Музей народной архитектуры и быта находится в деревне Озерцо в 5 километрах от Минска (за авторынком «Малиновка»). На живописных лугах расположена уникальная коллекция памятников деревянной архитектуры 18-20 веков со всей Беларуси: дома и церкви, мельницы, хозяйственные строения.
Сцена под фестиваль базируется там же, что дает возможность паслахуць-потанцевать под живую этническую музыку, а также познакомиться с музеем, да и просто погулять по осенним лугам. Музыкальную программу прошлого года возглавили группы Kriwi, «Стары Ольса», «Нагуаль», «Джамбибум».
«В прошлом году мы скорее пытались свои силы, поэтому в этот раз мы должны все сделать еще лучше на всех уровнях, от транспорта до музыкальной программы», — делился планами до второго фестиваля Сергей Чэгрынец.
Так, к хэдлайнеров, которыми в этом году будут пресловутые «Троица» и «Палац», присоединились группы «Маланка Оркестр», Akana, «Бан-Жвирба» и Guda. К тому же организаторы принимают предложения к участию от молодых фолковых групп. С этого года также стартует традиция приглашения специальных гостей. Известные исполнители из других музыкальных стилей будут в рамках фестиваля петь народные песни. Первым на такой эксперимент пойдет известный рок-музыкант Лявон Вольский.
«Приглашение было достаточно неожиданным, но тем более интересным, — признался Левон. — Будем презентовать небольшую специальную программу с акустическими инструментами. Надеюсь, что фольк-деятели не раскритикуют наш эксперимент».
На пресс-конференции фольк-деятели рассуждали о фольк в Беларуси и мире и перспективы белорусских фестивалей. Иван Кирчук с «Троицей» объездил за 10 лет более 80 фестивалей — от Малайзии до Португалии, выступал на концертных площадках, в музеях и замках.
«Наконец и мы докричались! — отметил Кирчук. — Ведь на каждой пресс-конференции говорим, что в Беларуси всего мало — только „Славянский базар“ и все. Пусть на нашей земле будет много разных фестивалей. Pepsi Sziget — это 40 площадок и неделю продолжительности! Если „Камяніца“ будет иметь такой уровень, мы только с удовольствием будем принимать участие и слушать различных исполнителей. К сожалению, пока Беларусь не может пригласить прекрасных этнических исполнителей из других стран мира, которые бы также украсили фестиваль. Однако за этим будущее».
Олег Хоменко поддержал коллегу и высказал свое профессиональное волнение за состояние фолка в Беларуси:
«Фестивали, которые предлагают современный взгляд на традиционный, на авторский фольклор, чрезвычайно необходимы сегодня в Беларуси. Это сфера у нас в таком состоянии, как будто сейчас еще в 19 веке. А именно на фолка из провинций Италии, Франции и так далее основывается то, что потом выходит на уровень популярной музыки в Европе. Как раз вот этого обычного фундаменте в Беларуси не то что нет — есть, однако выглядит совсем не так как в Западной Европе или в США.
Вся музыка, которой бы экспэрымэнтальнай или коммерческой, попсовой она ни была, если ее разобрать по частям, будет видно, что она базируется именно на местный фольклор. В Беларуси фолк-групп, по меньшей мере, существует около тысячи. Другое дело, что мы о них не знаем и они между собой не согласуются.
Такой фестиваль — это тот случай, когда все бросай, и спрычыніся к тому, что люди пытаются делать историю!»