Когда-нибудь поселок сменит название на «Джаз Коктебель»
В Коктебеле завершился 8-й международный джазовый фестиваль. На протяжении четырех дней небольшой поселок в восточной части Крыма превратился в джазовую мекку. Хотя было бы несправедливо говорить, что на протяжении четырех. Джаз здесь повсюду. На каждом углу висят афиши с приглашениями посетить разнообразные выступления джазовых (и не очень) музыкантов в разнообразных кафешках и на фестивалях (он тут оказывается не один). Джаз используется как эдакий местный бренд, который, наверное, по популярности скоро превзойдет одного из спонсоров Koktebel Jazz Festival — торговую марку «Коктебель» — местного алкавытворцу.
На одном частном пансионате даже увидел надпись «а у нас полный джаз». Не удивлюсь, если лет через пять на местных пляжах вместо пахлавы и сладких трубочек будут предлагать диски «почетного гражданина» Коктебеля Карла Фрыерсана, а сам поселок сменит название на «Джаз Коктебель».
За несколько дней до начала фестиваля в Коктебель начала сьцягвацца разношерстная публика, начиная от хипарях а-ля 80-е, заканчивая ботаниками от музыки в стиле «у кого есть лишний билет в філярмонію». Накануне открытия местный нудистский пляж скорее напоминал выездное заседание активистов «Басовище», чем место, которое используется по назначению. Там-сям можно было увидеть голые задницы вперемешку с алкатурыстамі. Впрочем, скоро уже невозможно было разобрать, ху есть ху.
В этом году фестиваль прошел на двух сценах. Это камэрная Валошынская, расположенная на территории дома-музея Волошина. И главная фэстывальная площадка NuJazz Stage, которая собственно и потревожило господ-нудистов, так как располагалась в непосредственной близости от мест их поселения. Де факто была еще одна третья альтернативная площадка. Неподалеку от главной в местном клубе «Калипсо» первый альтернативный телеканал представил свою музыкальную «свободную Jam-Stage», где любой музыкальный коллектив мог продемонстрировать свои таланты, чем они и занимались круглосуточно. Среди выступающих были замечены питерские «Слоны», «Умка и Броневичок».
Именно на камэрнай площадке фестиваль и открылся. В уютном саду расположилась сцена с репродукцией изображения джазового сэйшна, который проходил здесь же 85 лет назад, когда в доме Волошина собиралась творческая интеллигенция. Рисунок, кстати, обнаружили совсем недавно в архивах дома-музея. Двести мест и ни одного свободного! По словам арт-директора фестиваля Андрея Слабінскага, на некоторые концерты билеты были проданы задолго до начала. Попробуйте в Минске сделать то же самое! Тем, кому не повезло, расположились за оградой, откуда все было прекрасно слышно и видно (благо организаторы не стали применять белорусские технологии 2-х метровых заборов, завешаных белым полотном как в Силичах).
Сама атмосфера праздника впечатляет! Билетные и безьбілетныя зрители на одном дыхании слушали выступления звезд мирового классического джаза. За четыре фестивальные дни на Валошынскай сцене выступили Eskil Romme & Jens Ulvsand, Carsten Daerr Trio, Karl Ritter, Paul Rogers.
На второй фестивальный день заработала главная фэстывальная площадка NuJazz Stage. Днем гостей развлекал специальный проект фестиваля Europa Plus Nu Jazz Party c самой правильной музыкой. Хиппана лениво слушали. Еще бы, ведь вечером ожидалось легенда питерского рока «Аукцыон»! Вечером на сцену вышли Faerd trio & Jullie Hjetland, которые отыграли отличный сет, лихо сочетая джаз, рок и народные мотивы. А сопрано-саксофон Эскіля Роммэ придавал всему этому действу волшебную мэлядычнасьць и выразительную красоту.
Заметно прибавилось зрителей к выходу «Серебряной свадьбы». Этот коллектив уже успел полюбиться местной публике в 2009 году. Бенька и сутаварышы порадовали зрителей и в этот раз, устроив отличное фрик-шоу. И все, кто наблюдал за этим действом, получили свою долю здорового позитива. Тем же, кому оказалось мало зрительно-слуховых впечатлений, «женщина-пиявка» прямо со сцены представила две емкости с вином. Белое направо, красный-налево или наоборот. «Пищевую цепочку» узнавали с первых нот и выполнили практически хором (красивый бэк-вокал получился). Приятно, черт побери, если белорусский коллектив так тепло принимают.
А потом был «Аукцыон»! Легенда русского рока «Аукцыон» и точка нах! Часовой выступление пролетело как одно мгновение, на одном дыхании. И зрителей, условно, можно было разделить на три категории. Одни как я, слушали молча, открыв рот. Вторые орали известные хиты вместе с Федоровым и Гаркушам. Ну, а третьи расположились на холме «Юнге» за сценой и наблюдали за действом со спины. Как им это удалось, одному Богу известно, ведь организаторы, чтобы избежать бесплатного просмотра шоу, выставили на холме оцепление из тамошнего спецподразделения под глупым названием «Тигр», любезно празваных местным населением «тигрята».
Неприятно удивил инцидент с местной охраной. Ближе к концу выступления на сцену прорвался фанат и, обняв Гаркушу, высказывал ему рэспэкты. Через секунду рядом оказался боец невидимого фронта в спэцформе как у белорусского спэцназа (перчатки с накладками на пальцы типа кастэту). Да вместо того, чтобы выдворить беспокойного зрителя, начал «мочить» его прямо там же, несмотря на просьбы Гаркуши остановить. Но даже этот неприятный инцидент не смог испортить те мегапазытыўныя эмоции, полученные каждым зрителем от диких танцев неўвядальнага шоумена Олега Гаркуши, старой, потрепанной гитаре Леонида Федорова (ей лет, пожалуй, больше, чем мне). «Аукцыон»!
И если вы думаете, что на этом все завершилось, то хрена вам. После небольшого перерыва на сцене «Даха Браха» три гарных украинских девушки с мощнейшим вокалом то парень с аккордеоном создали не меньше драйва, чем предыдущие исполнители. А совместная песня с Карлом Фрыерсанам (De Phazz), сольное выступление которого был назначен на следующий день, вызвал море восторга и позитива. Очень надеюсь в будущем видеть этот коллектив в Минске.
От этих трех выступлений эмоций у меня не осталось. И до выступления «Аддис Абебы» я банально не дожил. Впрочем, думаю, не только я. Может организаторам стоит подумать, и в будущем как-то перекроить программу и добавить еще один день главной сцены. Ведь каждый коллектив заслуживал внимания, а мощи для прослушивания всех, к сожалению, после фэстывальна-напряженного лета, осталось не так много.
На следующий день нас ждали Karl Ritter на Валошынскай сцене и Al Foster Quartet на главной. В битве между уникальным басистом и барабанщиком победил последний, хотя очень хотелось послушать обоих. Написать с бандой выдали настоящий джаз! Зрители, среди которых было немало и молодняка и людей преклонного возраста, были в восторге и как следствие квартет два (!) раза выходил на бис.
И вот на сцене карыфэй украинского рока Олег Скрипка и виртуозы от музыки джаз-кабаре «Забава». Это были настоящие «танці». «Хітяры» 30-х годов в разнообразных стилях от регги до блюза не могли никого оставить равнодушным. Старые вв-шныя вещи в обработках раньше казались невозможными. Перед сценой даже был замечен саксофонист Элла Фостера Элли Даджыбры с интересом назіраўшым за выступлением. «Стрівай паровозе», «Весна», «Танці», «Черемшина»… Хотелось еще и еще, но, к сожалению, все когда-нибудь заканчивается. Но только не фестиваль.
Впереди нас ждал Карл Фриерсон, которого в Коктэбелі полюбили как родного, а журналист и ведущий концертов Алексей Коган заочно присвоил ему звание почетного гражданина Коктебеля. По словам Карла перед выходом он очень переживал, что у публики не останется сил на его выступление, и зря. Выступление прошло на ура. Откуда только у публики силы взялись? Пять часов невероятного живого музла!
Жаль конечно, что не все дожили до выступления CherryVata. Карл Фриерсон отметился и здесь. Вместе они устроили отменный джем, воспринят с восторгом теми, кто еще стоял на ногах. Получился этакий джаз-дэнс, который позволил взбодриться тем, кто еще собирался смотреть кино. Так. В рамках фестиваля после концертов была организована специальная кинопрограмма «Кактэбельная эйфория», которая проводилась после ночных концертов.
Вот и все. Фестиваль завершен. С каждым годом он растет и приобретает все большую популярность, а проблемы остаются все те же. По словам президента фестиваля Лилии Млінарыч — это, прежде всего неразьвітая инфраструктура (проблемы с расьсяленьнем артистов и плохие дороги). Чудаки, что еще можно сказать — нам бы их проблемы, но это вечнабеларуская лирика. Хотя и организаторы сетовали на отсутствие поддержки властей, но само присутствие на пресс-конференции нам.председателя совета министров АР Крым Татьяны Умрыхінай говорила о том, что по крайней мере не мешают. И уже сегодня началась подготовка к следующему фестивалю — Jazz Koktebel 2011. Организаторы будут стремиться исправить все недостатки (блин, увеличьте количество сортиров хотя бы вдвое, а то 8 штук на 20 тыс. зрителей как-то маловато), группы — творить, чтобы порадовать нас новыми программами в следующем году. Ну, а нам остается только ждать.