Кто из водителей поддержит «Всемирный день без автомобиля»?
Проезд в общественном транспорте для белорусских водителей в День без
автомобиля — 22 сентября — будет бесплатным, сообщают белорусские
чиновники. Показываешь права и техпаспорт на авто и едешь в троллейбусе
бесплатно. Популярная в мире акция — на день отказаться от поездок
на авто — уже седьмой год популяризируется в Минске неформальными
инициативами и третий год — властями. Мы оглянулись вокруг и опросили водителей: музыкантов и врачей, креативщиков и фотографов — поддержат ли они акцию и как.
«День без автомобиля» отмечается в Беларуси не первый год. В предыдущие годы специальный велопробег устраивали минские велосипедисты в рамках «Критической массы», чтобы привлечь внимание к проблеме развития велосипедного транспорта, строительства велодорожек и напомнить о экологические проблемы, вызванные аўтамабілізацыяй. Также на протяжении пяти лет проводились специальные акции под названием «Перевозка» любителями соревнований по «городским арыентаваньні».
В 2008 году на популярную в мире инициативу обратил внимание и «официальный» Минск. Тогда министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды предложила в этот день белорусским чиновникам отказаться от уютных авто и проехаться с народом — на общественном транспорте. Или выдержали минские троллейбусы наплыва чиновничества, история молчит, однако планы тогда были амбициозные. Озвучивали, что планируют вообще сделать бесплатный проезд для всех на этот день. Пока такая идея только идея.
Известно, что по крайней мере два министры прошлым годом в рамках акции рискнули пройтись пешком — министр транспорта и министр природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В этом году водители смогут попасть на работу не на своих авто, а бесплатно — предоставив кондуктору права и техпаспорт. Проверим? В любом случае, на денек оставить любимую машинку у подъезда тоже полезно — по крайней мере можно быть спокойным, что не придется искать по возвращению место для парковки. Что думают об акции минские водители?
Андрей Ленкевич, фотограф
«Каждый год хочу поддержать акцию, но каждый год не удается — сегодня вечером еду на съемку в Гомель, там без вариантов — надо ехать на машине. Машину никогда не оставляю;) А то был один случай — выпил на свадьбе и оставил машину под рестораном:) В целом, не думаю, что у нас много людей поддержит инициативу — большинство даже не будет знать про этот день. И нет у нас пробок, чтобы беспокоиться».
Лявон Вольский, музыкант
«Ну, во-первых, я заболел и не могу выздороветь до 22-го. Поэтому получится такая „вынужденная“ поддержка. А так, в общем, считаю, что инициатива неплохая и полезная, только лучше было бы ее соединить с выходным днем, потому что, думаю, в широких народных массах День без автомобиля не найдет поддержки. Ведь вряд ли любители стояния в пробках перед и после работы променяют это удовольствие на давку в метро. В последнее время как раз практикую чаще оставлять авто дома. Я сейчас живу в центре, здесь все близко. И неожиданно понял, что в метро на студию (Фрунзенский район) едзецца быстрее, чем на машине. Но вот до автобусов-троллейбусов пока не дошло».
Юра Згурский, дизайнер
«Слышал и хочу поучаствовать, но не знаю, как получится. Много дел и мест, в которые нужно попасть. Последние годы езжу только на авто, к сожалению. Однако хотел бы попробовать на велосипеде. С заражением воздуха есть проблема, но автобусы и маршрутки загрязняют среду больше за мой аўтос! В сравнении с литовской Палангай у нас куда труднее дышать, но быстро привыкаешь. Может это климат такой?»
Влад Савельев, креативный директор
«Я так слышал, конечно, про акцию, но у меня съемки ролика и как я из точки А в Б буду передвигаться — не понятно. Поэтому не поддержу, потому что обстоятельства против меня. Да и не такое у нас общество, чтобы такие вот акции их трогали. Ну ни в Швеции мы живем. Лучше пару предприятий закрыть или заставить поставить фильтры и катализаторы на трубы. Ситуация безнадежная, только административными мерами нужно решать проблему. Или креативными. Скажу у себя в агентстве: кто завтра приходит без машины — тому приз! Если каждый на своем предприятии такое сделает — обязательно будет действовать. Сам езжу общественным транспортом разве что, если вечером планируется корпоратив или цімбілдзінг с потреблением алкоголя:)»
Валерка Сушкевич, программист
«Про акцию слышал, собираюсь присоединиться, но пока точно не гарантирую. Зависит от того, что придется после работы делать. Да и не забыть бы с утра. А в прошлом году я принимал участие, потому что тогда как раз то ли машина сломалась, или на сервисе была. Общественным транспортом езжу на работу очень редко — если перед этим напьюсь:) Думаю, даже если 10-20% водителей акцию поддержат, то это будет незаметно, как то было в прошлом году. Загрязнение воздуха актуально и видно невооруженными глазами вдоль крупных трасс, но путей для его решения я пока не вижу».
Воля Офицерова, фотограф
«Полагаю, акцию поддержу, ведь прастыла — сижу дома, никуда не собираюсь ехать.
Что касается работы, то часто еду на метро, ибо так удобнее, а вот по личным делам — никуда без любимого мини купера. Я думаю, акцию поддержат многие, ведь обещали же бесплатный проезд в общественном транспорте — я бы и сама проехалась. А проблема грязного воздуха есть, ведь моей семье даже пришлось переехать из района тракторного завода, ведь там нечем дышать из-за автомобилей в том числе. Чтобы были дорожки для велосипедов, думаю, многие бы пересели — и воздуху легче и для здоровья полезно (-:»
Денис Филиппенко, музыка
«Не собираюсь участвовать. Вот чтобы был у меня дом под Минском, я бы денек посидел дома и никуда бы не ездил вообще. Общественным транспортом не пользуюсь почти никогда — пожалуй, разве что если машина ломается. Думаю, мало кто в нас присоединиться к инициативе, ведь про экологию у нас так не думают, как в Европе. Я сейчас за городом по работе, вон лошадка едет с коляской — вот это экологически! С заражением у нас есть проблема, и не только с воздухом, от выхлопов страдают и растения, и животные — вообще страшно. Поэтому постараюсь завтра ездить по мінімалу тогда».
Андрей Витушко, доктор
«Если будет погода хорошая и смогу проснуться раньше и сына поднять в школу, то можно и транспортом поехать. И в другие дни, если есть возможность — стараюсь ездить на работу велосипедом. Обычно это когда дежурство на выходных и погода ничего себе, хотя люблю и в дождь ездить. Однако не думаю, что многие поддержат акцию, ведь общественный транспорт у нас — неравнозначны и близко замена автомобилю. К тому же у нас машина — это часто и является признаком если не роскоши, то определенного жизненного статуса».
Всемирный день без автомобиля (World Carfree Day) — это глобальная акция, которая проводится во многих странах мира 22 сентября. Она напоминает о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду. Ежегодно «День без автомобиля» официально празднуется в 1000 городах Европы и мира. На один день у них меняются порядки: вводятся ограничения для авто в центральных зонах городов, приветствуется использование «устойчивых» видов транспорта — общественный городской транспорт, велосипеды, пешие прогулки и др. В Европе День без автомобиля очень популярен.