Норт-дам де Гервяты

Деревни Гервяты и Рымдюны — литовские анклавы в Беларуси. В Рымдюны есть литовская школа, а в Гервятах месса в костеле проходит по-литовски. Но этот факт не мешает местным старушкам по выходе из костела переходить на белорусский, а сельчанам гордится одним из самых красивых костелов Беларуси. ПраДарожжа в едемские сады Гервят.

 

Если бы мне пришлось составлять рейтинг скрытых алмазов белорусской архитектуры, то обделен туристической вниманием костел святой Троицы в Гервятах, что в 25 км. от Островца, смело претендовал бы на первую позицию.

Здание, возраст которого чуть больше, чем столетие, — один из самых высоких костелов в Беларуси. Высота гервяцкай башни 61 метр (всего лишь на 11 метров ниже за самое высокое здание Минска — Национальную библиотеку). Это если обращаться к сухим цифрам. Органы чувств говорят немного другое: то не просто храм, здание, исторический памятник. Перед нами неоготический чудо.



Маленькая Литва Великой Литвы

После того, как многие белорусские костелы были утеряны после неудачного восстания Калиновского, на рубеже 19 и 20 веков в Беларусь приходит нэаготыка. Вызвано это было банальной необходимостью ремонта тех костелов, что остались у католиков. Поэтому после прихода Александра ІІІ к имперской власти, который сразу же амнистирует всех повстанцев, а католикам придает право отремонтировать свои старые костелы, начинается новый период касьцёльнага строительство в Беларуси.

Вместо старых, заброшенных, иногда деревянных, как грибы возникают новые, нэарэманскія и нэагатычныя храмы. И один из самых ярких примеров возрождения готики — гервяцкі Сьвятатроіцкі костел.

По периметру костела давно заложен дендропарк. А перед церковью — будущий парк с туями и скульптурами апостолов. Посреди совершенно непривычных для белорусских земель оригинальных деревянных крестов, что выше человеческий рост, несколько кладбищ рода Домейко. Того самого Домейко, который в Чили стал ректором национального университета и в честь которого названа планета, фиалка и даже вид сьлімака.

Лабас ритас в дом

Я попадаю на воскресную мессу. На інфармацыянай доске тексты по-белорусски. В на удивление холодном воздухе костела звучит непривычная литовская язык. Верующие, преимущественно люди пенсионного возраста, строго разделены на две части: слева от прохода сидят женщины, справа — мужчины. Такой обычай можно встретить сейчас разве что только в самой Литве — остатки давних традиций.

Месса закончена и еще недавно літоўскамоўныя старушки, заматаныя в разноцветные платки, оставляют касьцёльныя стены. У ворот они баваяць время в ожидании сыноўіх легковушек разговорами о жизни. Разговорами по-белорусски, кстати. Местные говорят, что среди обитателей деревни хорошо чтобы треть литовцев набралось. Но максимум, на что могут рассчитывать нелітоўскамоўныя, — это служба по-польски.

Школы литовской тут нет, язык забывается. Но родители продолжают записывать детей литовцами — лучшие перспективы ждут их в другой стране.

Еще один исторический памятник Гервят — водяная мельница на берегу реки Лоши. Он построен в 19 веке по технологии Фахверка — достаточно уникальное явление для Беларуси. Фахверк либо прусский мур известен каждому по немецких городах, где понеся каркас домов заполняли муроўкаю и оставляли видимым, разьдзяляючы фасад на панели различной формы и придавая зданию характерный живописный вид.

70 лет назад мельница, как и жодзішкаўскі, вырабатывал электричество. Сейчас мельница используется в качестве амбулатории.

С мостике возле мельницы особенно хорошо видны аркбутаны боковой стене костела — конструкции в форме паўаркі, при помощи которой бремя скляпеньняў передается на контрфорс. Этот, а также некоторые другие готические элементы здания, позволяют называть Сьвятатроіцкі гервяцкі костел белорусским Норт-даммам.

Интересно, что столетний гервяцкі костел не внесены в список историко-культурных ценностей, куда входят объекты, что охраняются государством. Историк Антон Астапович объясняет это тем, что «списки составлялись местными чиновниками, которые делали все, чтобы уменьшить количество исторических объектов в их».

От Гервят до площадки строительства АЭС 8 километров.

Совет: если попросить, ксендз позволит подняться на башню. Оно того стоит.

До 11 ноября 2009 года. в минском костеле Св. Симона и Св. Елены проходит выставка фотографий Валерия Вядрэнкі «Апостолы Гервят».

Как доехать до Жодишек

Карта региона



Глядзеіце Путешествия: Островец на большей карте


Читайте начало ПраДарожжа по островецком районе в статье «Возвращение к великой воды: психические стихии Жодишек». В следующий раз продолжим в Михалишках!

Читайте также про города и городки предыдущих ПраДарожжаў: Ивье, Бобруйск, Юратишки, Жэмыслаўль, Субботники, Герань, Вильнюс, Лида, Заславль, Вязынка, Жиличи, Несвиж, Радзівілмонты и другие.

Обсуждение закрыто.