Победитель «Золотой буквы» Андрей Федоренко: «Современной литературной молодежи, прежде всего, не хватает начытанасьці»
Андрея Федоренко, лауреатов нынешней премии «Золотая литера» за сборник «Ничьи», читают в университетах и школах. Прозаик-реалист, из поколения Дранько-Майсюка, Анатолия Сыса и Адама Глобуса, написал книжку про Слуцкое восстание, літаратурнанае общество «Здешние » и судьба белорусской деревни.
Что чувствовали и думали, господин Андрей, если Вас «Золотой буквой» наградили?
Я лежал в больнице, когда узнал об этом, поэтому мне было вдвое приятнее — такая терапия… Еще раньше немного следил за голосованием, был в самом хвосте, и то, что меня наградили, стало полной неожиданностью. Особенно хочу поблагодарить инициатору акции Адаму Глёбусу. На него много сыпется упреков, что мало помогает перевод «шахнаме»; он же спокойно, ни на что не обращая внимания, делает полезное дело.
А кому бы Вы могли дать эту премию?
Голосовал бы за «Ничьи», даже если бы не являлся автором, чисто объективно.
Золотая Буква — ежегодная субъективная литературная премия, которая вручается писателем Адамом Глобусом за лучшую поэтическую или прозаическую книгу прошлого года. Вручается с 2004 года. Камерное мероприятие обычно происходит в марте и проводится в маленьких кофейнях Минска. В разные годы лауреатами премии были Владимир Орлов, Северин Квятковский, Оксана Бязьлепкіна и Сергей Хоревский.
Читала «Ревизию» и ўражвалася: встреча с Ведричем, в котором узнаешь Анатолия Сыса! «Здешние»! Но насколько автобиографические ваши произведения?
Самое смешное, что таких реплик и поведения Сыса, которые описаны в романе, никогда не было в жизни. Но, исходя из характера прототипу, они могли бы быть. Отсюда вместо Сыса возник Ведрич. В таком ключе вся моя так называемая «аўтабіяграфічнасьць»: не было, но могло бы быть.
Чем поколение «Здешних» отличается от современных молодых литераторов?
«Здешние» стали буфером, или лучше сказать — мостом между «старыми» и
«новыми». В наше время не было ни компьютеризации, ни мобилизации (в смысле
телефонов), короче, всех внешних атрибутов. Это единственная разница
наших дебютов от дебютов современных молодых писателей.
Редактор отдела прозы «Юности», вы работаете с молодежью и
утверждаете, что сильно упал уровень качества произведений. Как развивать в
себе писателя? Чего не хватает молодым артистам?
Я неоднократно говорил, что современной литературной молодежи, прежде всего, не хватает
начытанасьці. Классику они то ли ленятся читать, или презирают ею,
читают в лучшем случае таких, как сами; отсюда какая-то сплошная
аднолькавасьць произведений, словно все они писались одним человеком.
Вы пишете довольно объемные вещи. Сегодня же можно услышать про кризис такого жанра, как роман.
Лучше сказать — не пишу, а писал. До 2002 года примерно. После ўубачыў,
что кризис жанра действительно существует. Недавний роман-эссе «Предел» — это уже не
классический роман, а нанизанные одна на одну коротенькие новеллы.
О Вас можно услышать: «Федоренко — почти живой классик». А что Вы об этом думаете?
Также можно услышать, что «Федоренко — живой графоман». Я просто пишу, пока есть желание писать. Мне самое важное, чтобы «картинка ожила». Пишу, например, абзац, закрываю глаза и если не вижу эпизода со всеми деталями, с мельчайшими подробностями, или выкрэсьліваю его, или переписываю.
А зачем вообще нужна литература?
Честно скажу, не знаю. Знаю только, что если находится голова, которая что-то придумает, то обязательно найдется и такая, что на это откликнется.
Как-то Вы создали дневник в livejournal, но — ничего туда не пишете. Сегодня же блоги — популярная букварь, с помощью которой можно реализовываться как писатель и пиарить себя.
В начале я писал в своем ЖЖ, и достаточно активно, но не получал никаких комментариев. Так постепенно и разочаровался. Но ленту друзей читаю более-менее регулярно.
Какую книжку Вы сейчас читаете?
Гоголя, Набокова и Зощенко.
А кроме писателя и редактора в «Юности», кем еще является Андрей Федоренко?
Рыбаком, грибником; люблю свой японский скутер, удобный и безответственный в любых условиях.
О чем мечтаете, чего хотите от жизни?
Дольше прожить и посмотреть, чем все закончится.
Андрей Федоренко — белорусский прозаик, родился 17 января 1964 года. в Березовке Мозырского района. Закончил Мозырский политехнический техникум, библиотечный факультет Минского института культуры (1985 — 1990). Работал каменщиком, на железной дороге, старшим біліятэкарам, корректором , заведующим отделом науки и искусства журнала «Пламя», на киностудии «Беларусьфильм». С 2005 года — заведующий отделом прозы в журнале «Молодость«.