ПраДарожжа: успеть в Несвиж

 

Пока из Несвижского замка стараются создать красивую глянцевую легенду о невероятное прошлое князей, неизвестную большинству посетителей страны, нужно ехать в Несвиж, чтобы увидеть еще не замурован в тротуарную плитку Радзивилловский бриллиант.

Несвиж живет в двух параллельных рэальнасьцях: белорусско-турыстычный с, бывает, замежніцка-англоязычной прыправачкай, и реальностью повседневной жытухі местных. Местные прослеживаются в эту реальность в виде предприимчивых школьников, которые за вознаграждение согласны помочь увидеть самые ценные места Несвижа. Если есть спрос, есть и предложение.

Побывать в Несвиже и не увлечься им — не возможно. Но интерес представляют не только манумэнтальныя здания, которые имеются в большой концентрации, но и обычные деревянные дома. Многие из них стоят на месте бывших построек прошлых веков. А планировка центру отчасти сохранена. Хотя и лишена средневековой уюта благодаря немного пафарбаваным бетонными громадой горисполкома и других подобных заведений.

Ратуша

В пяти минутах ходьбы от вакзалі находится главная рыночная площадь города. Рынка здесь давно уже нет. Воспоминание о нем не заасфальтаванае и не «заплітчанае» прошлое — здание ратуши с остатками торговых рядов. Сейчас там книжный магазин с нясьвіскімі сувэнірамі и скучные хозяйственные магазины.



Ратушу, построенную после получения Магдебургского права в 1586-м, адрэканструявалі недавно. На стенах висят портреты Радзивиллов, их архитекторов и других памятных лиц. Также в музее выставлены отпечатки существования городского магистрата: судебные дела далеких времен, законодательные акты, посуда и монеты.



Великолепная акустика ратуши и ее праздничная атмосфера способствует заключэньням здесь субботних браков.


После окончания официальной церемонии участники праздника садятся в долги кортеж, который начинает кружить по площади, создавая загадочные ритуальные круги.

Еще от бывшей рыночной площади здесь остался так называемый «Дом на рынке» (1721), определить его можно по надписи «Библиотека».


В ратуше, а также вокруг нее, по дороге к дворцу есть много мест, где можно пополнить желудок. Более состоятельные (в самой ратуше) и более демократичные (как раз возле «Дома на рынке») найти нетрудно. За ратушей находится отель, где всего до 16 000 обещают место в дзьвюхпакаёўцы.


Бенедиктинки и бэнэдыктынцы

Монастырь Бенедиктинок был первым женским монастырем в ВКЛ. Стоял неподалеку еще и монастырь Бэнэдыктынцаў, но он был уничтожен в 50-х годах ХХ в.


Или ходили бенедиктинки по вечерам к бэнэдыктынцаў, остается глубокой тайной. Но вот в их потомках, современных белорусских студентов педагогического колледжа, что находится как раз на месте монастыря бенедиктинок, проблем вечерних встреч больше нет. Все они учатся вместе в старых белых метровой толщины стенах монастыря. Туда легко можно попасть в часы работы колледжа, посетить подвалы и парыпець давним паркетом.

Слева от въездной брамы-колокольни находится интересный артефакт: вывеска со словами бывшего ученика колледжа (тогда учительской семинарии) Якуба Коласа: «Братья! Большая дорога ждет нас и родной край — жатва настала, работы много — науки семя засевай».

Вернувшись к центральной площади, поверните направо. Отсюда видно слуцкие въездные ворота — памятник архитектуры барокко конца XVI века. Когда-то она была частью городских стен — представьте теперь их размер. От ворот берет начало протяженная дамба, которая создает большую Замковую пруд.


Фарный костел: от трона до гроба

Костел Божьего тела, который был построен в 1593 году, за последние четыре столетия ни разу еще не перестраивался.


Автор проекта Джованни Мария Бернардони был одним из тех, кто в союзе с белорусскими мастерами оставил потомкам памятники мирового значения. А в союзе с итальянскими мастерами монах иезуитского ордена Бернардони оставил нечто большее — главный орденский храм иезуитов Эль Джэза в Риме, который стал каноном барочных храмов на десятилетия вперед. Его несвижский костел очень близок к римскому эталёну.

Признак, по которому можно узнать костел — высокая, сурового вида башня донжон в готическом стиле. Строили ее, по одним сведениям, как колокольню, по другим — как оборонительное укрепление на выезде из дворца в город.

В Фарном костеле работает няфайная старая тетка, которая, несмотря на неимоверную близость к святым местам, любит пазлавацца. Особенно она сердится и, бывает, кричит на тех незадачливых туристов, которые приходят в церковь после службы по-за тургрупамі и хотят залезть в своде костела. Для таких посетителей предусмотрены пяцісотрублёвыя «пожертвования» в деревянную коробку тети.

В костеле истинное царство мертвых: слева от алтаря есть лестница, которая ведет в подвалы. В них, авеяных скляпельным воздухом, стоят рыжие гроба князей Радзивиллов. Большинство гробов отгорожена от посетителей черной рашоткаю. В том числе и последняя домик основателя церкви Николая Христофора Сиротки.

Но если немного погулять по незамкнёным сводчатым коридору, то можно попасть в отдельную комнатку с не агароджанымі гробами. Они также рыжие и без сомнения не менее значительные. Но для них уже не нашлось места в главной зале. Здесь величие князей обнажается истинной сутью незайдроснага судьбы любого смертного…

Далее в этом ПраДарожжы продолжение путешествия по Несвижа, а также Клецк, Радзівілмонты и Яновичи.



 

Читайте также про города и городки предыдущих ПраДарожжаў: Ивье, Юратишки, Жэмыслаўль, Субботники, Герань, Трокели, Лида, Заславль, Вязынка, Плебань, Дубрава.

Обсуждение закрыто.