ПраДарожжа в Клецк: евреи уступили место беззакониям

Прадарожжа в маленький городок Клецк, где еще век назад стояло три церкви и три синагоги. Теперь они либо потеряны навсегда, либо безвозвратно изменили статус.

Драматические события развернулись этой осенью в Клецке. Бывший костел доминиканского монастыря, передан после восстания 1833 г. православной церкви, начали реконструировать. В результате его вид, в нарушение белорусского законодательства, безвозвратно изменен.

Все события, как и требует статус места, в Клецке разворачиваются на главной площади. В центре ее — большой сквер, перед которым стоит здание райисполкома. А с правой стороны от здания единственный из уцелевших памятников 17 века в городе — бывший костел и монастырь доминиканцев, а сейчас Церковь воскресения Христова.

Освящен в 1684 году, церковь под руководством монахов-доминиканцев просуществовал до 1832 года, когда после восстания был передан сначала российской армии, а затем, согласно с резолюцией императора Николая И, православной церкви.

В советские времена по традиции прямо перед храмом построили теперь уже голубой «Дом быта», к зданию прилепили ужасный кирпичный корпус, а внутри сделали филиал мэханічнага завода.

В 1991 году здесь началась реконструкция, в Клецок приехал молодой священник Матфей Белоус. Первая служба прошла в 1994 году, но отец до сих пор не может приостановиться, что проявилось в недавнем скандале, связанным с установлением на новом красном крыше бывшего костела золотого купалу в лучших традициях православной Руси.

Так священник приобрел у журналистов и местной общественности недобрую славу злостного нарушителя законодательства в сфере охраны культурного наследия, так как сменил вид памятника архитектуры, который охраняется законодательством. К сожалению, кампания по защите бывшего костела, начатая обществом охраны памятников истории и культуры, не смогло изменить ситуацию.

Так создается уникальный архитектурный стиль Беларуси, и чудо, с приданием барочнаму костела псэўдарускага купалу, это подтверждает.

Минуя центральную площадь города (Маяковского), на которой уже не увидишь уничтоженных достаточно уникальных мещанских домов предыдущего века, стоит заглянуть в бывший госпиталь.

Его красные чудесно адрэканструяваныя корпуса выглядят на фоне других хозяйственных застроек довольно прилично. Сейчас это здания ЖКХ. Удивленные работники коммуналки с интересом смотрят на большие объективы камер, которые фотографируют прикрепленный под крышей бывшего госпиталя голубой герб города. Вот уже сами «жэсовцы» задирают голову, открывая для себя архитектурные особенности места работы.

Чуть дальше от центра стоит здание іешывы — высшего еврейского учебного школы, построенной в ХХ в. Сейчас в здании престижной учреждения обычная лавка.


Еще в начале XVIII в. в Клецке был построен бет-мідраш, а в 1796 г. при помощи владельцев Клецка князей Радзивиллов узьведзеная главная синагога. Пусть вас не смущают эти причудливые еврейские словечки. Еще век назад их понимали минимум 70% населения города — именно такой процент занимали евреи в городе. После войны, как утверждают исторические источники, в городе осталось жить «несколько евреев». Так закончилась долгая история еврейского Клецка.


Неутомимые путешественники, конечно же, не забудут на церковь Покрова Пресвятой Богородицы (XIX в.), на месте бывшего деревянного здания униатской церкви (1626 г.). Историки отмечают, что тот, еще деревянное здание способен был вместить до 1500 человек.

Читайте также статью про еще одну поездку в современный Клецк: «Покупайте белорусское: географический ликбез с началом в Клецке»

Как доехать до Клецка

Далее в этом ПраДарожжы путешествия в Радзивиллимонты, Яновичи и Стрелково.А начинали мы этот ПраДарожжа из Несвижа (часть 1 и часть 2).

Читайте также про города и городки предыдущих ПраДарожжаў: Ивье, Юратишки, Жэмыслаўль, Субботники, Герань, Трокели, Лида, Заславль, Вязынка, Плебань, Дубрава.

Обсуждение закрыто.