Профессор Ягеллонского университета: «Культурой управляют — и это факт!»
Гоген был не лучшим менеджером по культуре, а тот, кто занимается
управлением в сфере культуры, — лицо высшего класса, чем обычные
руководители. Гуру менеджмента и культуры Польши, профессор знаменитого
Ягеллонского университета Эмиль Ажэхоўскі объяснил в интервью
Generation.bY как и зачем управлять культурой, где этому можно
научиться и что бывает с теми, кто научиться все же сумел.
Зачем нужны менеджеры культуры?
Это, как будто, очевидно: культурой управляют, и это факт, даже если кому-то это не нравится. Каждое учреждение культуры, каждый отдельный творец действует в определенном окружении, и это окружение имеет на него существенное влияние — я не говорю о совсем исключительных ситуациях, когда Гоген убегает где-то там на какой-то остров, либо Никифор — народный художник, который вообще жил на улице… Такие творцы не требуют обращать внимание на то, что делается вокруг них.
Но нормальная ситуация выглядит так: артист создает какой-то продукт, и этот продукт продается, проходит через цепь от производителя до покупателя с помощью таких посредников, как, например, галереи, книжные магазины. Это вид бизнеса, а бизнесом в наши времена невозможно заниматься, не зная правил этой игры. Поэтому менеджер, который нужен в каждой коммерческой фирме, также необходим в каждой фирме, учреждении, организации, которая имеет другие цели, ведь она действует в рыночной среде и должна считаться с его реалиями.
Получается, что менеджер культуры отличается от «обычного» менеджера тем, что опирается в своей работе на определенные культурные ценности. И поэтому на то, кто достоин называться менеджером культуры, является лицом намного высшего класса в смысле общей подготовки, чем менеджер, который занимается проектом, банковским продуктом, рекламой, продажей. Все это — «узкие улочки», техники. А в культуре вся деятельность базируется на рефлексии: «ради чего?». И только потом: «для кого?», «как?» и так далее.
Расскажите пожалуйста про место, где вы работаете, — Институт Культуры Ягеллонского Университета
Институт Культуры был создан совсем недавно — год или два назад. В нем обучают по одному направлению, который называется культуразнаўства, но по трем специальностям. Важнейшая и старейшая из них — менеджмент культуры. Вторая специальность — это культура XXI века-то есть все то, что происходит в культуре сейчас. А на третью специальность, медиа менеджмент, набор начнется только в этом году.
Институт Культуры был создан из-за того, что в результате более чем 10-летнего опыта преподавания менеджмента культуры на направлении Менеджмента и Маркетинга оказалось, что strikte экономическое мышление, доминирующее в этих областях, не дает ответа, ради чего, ради каких ценностей управлять культурой, а только как. Мы поняли, что не можем готовить наших студентов таким образом. Техники управления — это хорошо, они нужны, но сначала должна быть рефлексия — ради чего мы делаем это. Без этого не сформулируешь ни одной миссии учреждения, особенно учреждения культуры.
Где работают выпускники Института Культуры?
Вопрос для меня не очень приятное, так как нет по ним конкретных данных. На протяжении нескольких лет мы пытались их собрать, и мы это сделаем. Но та информация, которая доходит в устной форме, свидетельствует, что у наших выпускников нет никаких проблем с трудоустройством. Наверное, нет такого учреждения культуры в Кракове и в этой части Польши, где бы не работали наши выпускники. Видно, что они там востребованы.
Кроме того огромный рынок труда — это чистый бизнес, коммерческие фирмы. Вот, для примера, такой факт: директор одного большого банка сказала мне, что она уже имеет достаточно финансистов и экономистов и будет теперь брать на работу философов и математиков. Это, конечно, нужно воспринимать символически, ведь она имела в виду, что финансист или экономист не выдумае ничего больше за то, что он уже знает. Это рутына — использование определенных техник. А вот философ, математик или менеджер культуры сочетают креативное мышление со знанием техник, которые нужно сочетать. Поэтому за судьбу выпускников Института культуры я не волнуюсь.
Насколько велика заинтересованность учебой в ИК? Какие виды обучения предлагает кафедра управления культурой?
Заинтересованность есть на всех возможных уровнях. Но те студенты, которые только закончили школу, еще не готовы к тому, чтобы думать на собственный счет. Поэтому мы желаем, чтобы к нам приходили люди, которые уже получили образование, хотя бы на том же уровне бакаляўру, и тогда мы предлагаем им магистерскую программу, которая должна направить накопленные ими знания в ту сторону, которая нам наиболее нужен.
И, наконец, еще один уровень обучения — пасьлядыплёмны, рассчитанный на один год. Вот уже десять лет без каких-либо специальных прамацыйных компаний пасьлядыплёмнае обучение пользуется большим спросом: ежегодно заявок больше чем мест. И это при том, что обучение — платное, стоит, если хорошо помню, 4000 злотых (около 1000 евро). Большинство студентов платят сами, а не направляются учреждением своей.
Кстати, в последнее время пасьлядыплёмнае обучение менеджменту культуры стало весьма популярным по всей Польше — на сегодняшний день существует около 17-ти предложений таких программ в различных ВУЗАХ, от художественных академий до экономических университетов — аут.
К тому же наша кафедра единственная в Польше, которая имеет право уделять прафэсарскае звание по достаточно оригинальном направлении, который называется «Гуманитарные науки. Правление».
Или учатся в Институте Культуры студенты из Восточной Европы, как попасть на ваши программы студентам из Беларуси?
Такие студенты бывают, но чаще всего они просто присоединяются к уже существующих программ обучения, ведь у нас нет специальных программ для иностранцев. Для нас это не так важно. Сейчас это стало модным, мы могли бы на этом зарабатывать, но мы должны в первую очередь заботиться о свои собственные потребности. А если бы кто-нибудь из-за границы хотел присоединиться к наших учебных программ, а таких случаев достаточно много, то единственное условие — это знание польского языка.
Как попасть? Как пытаться? На счастье Ягеллонский Университет предлагает много различных стыпэндыяльных программ: есть Фонд святой Ядвиги, есть другие фонды. Большинство из них направлено на Восток и, конечно, каждый, кто соответствует необходимым критериям, может получить стипендию и учиться на наших программах. Кроме того, есть еще другие программы, например программа Киркланда — стипендии из американского фонда, реализованные в Польше для студентов из бывшего СССР.
Какие советы пан профессор мог дать тем, кто хотел бы стать менеджером культуры в Беларуси?
Могу сказать только то, что знаю на примере собственной жизни — просто делать свое дело независимо от обстоятельств. Если человек последовательный, если точно знает, чего хочет, рано или поздно наступает время, когда твои мечты становятся чем-то, что может стать реальностью, чего можно достичь.
Я родился 21 июля 1944 года, когда еще не было Польской Народной Республики. В школе, малым ребенком я плакал, когда умер Сталин, плакал после смерти президента Берута. Потом я чувствовал на себе деятельности целой системы: так как она функционировала, узьведзеная Москвой. Но я делал свое дело, делал и все! Нужно отметить, что это требовало большой выдержки: этого тебе цензура не позволила сделать, на то не было разрешения… А если не давали разрешения на массовое мероприятие, то мы проводили его в студенческом клубе, где цензура не была такой жесткой. Одним словом — делать свое и точка.
Профессор Эмиль Ажэхоўскі — настоящий гуру менеджмента культуры в Польше, создатель первой в стране кафедры Zarządzania Kulturą (Управления культурой) на факультете менеджмента и общественной коммуникации Ягеллонского университета в Кракове в 1996 году. Начав свою научную деятельность как театровед (профессор является большим поклонником, а также дасьледчыкам творчеству знаменитой польской актрисы Хэлены Маджэеўскай), он был одним из первых польских ученых, который в начале системной трансформации в Польше (конец 80-х — начало 90-х) поднял вопрос о значении культурной политики, о необходимости реформ в сфере культуры и культурного образования, о создании Польской школы управления культурой. Он является автором многочисленных статей, посвященных проблематике менеджмента в сфере культуры: в 2008 году вышел в свет сборник его статей под интригующим названием «Сегодня каждый нищий должен быть исправным менеджером»; по его инициативе создано издательство Института Культуры, которое публикует разнообразные исследования как польских, так и зарубежных авторов. Два раза в год выдается паўрочнік «Zarządzanie Kulturą. Kulturmanagement. Culture Management» на трех языках, в котором публикуются новейшие исследования авторов из различных стран, в том числе из Беларуси.