«Я ненавижу политическую карэктнасьць»
Чем может грозить Голландии — стране плюрализма во всех сферах — многие антиисламские заявления и фильм «Финта» скандального ўльтраправага политика Гэрта Вилдерса? Голландское общество оказалось в заложниках. Вопрос: в кого? Гэрта Вилдерса либо свободы слова, демократии? Либо в заложниках одного миллиона мусульман, проживающих в Нидерландах?
Гэрт Вільдэрсб, фото с сайта Голландской партии свободы
Гэрт Вільдэрс открыто выступает за прекращение «исламизации» Нидерландов: за прекращение иммиграции и депортацию иммигрантов.
Недавно он заявил, что снял ролик «Финта», где до зрителя приходится «фашистская природа Корана». Фильм пока никто не видел, ни один канал не купил на него права, нет его и на сайте. Поэтому есть мнение, что «Финты» на самом деле не существует. Но конфликт — вполне реальный.
«Голландское общество в заложниках у праворадикального политика»
Премьер-министр Нидерландов г-р Балкенэндэ выразил обеспокоенность от имени всего правительства:
«Я не призываю Вилдерса до каких-то действий, но полагаю, что он должен разобраться со своей совестью и понять, в чем заключается его ответственность».
Партия свободы имеет девять мест в парламенте, но ни одна другая партия не осмеливается вступить с ней в коалицию.
В то время, как коренное население Нидерландов размышляет над свободой слова, исламский мир встретил известие о «Фінту» радикальными протестами. Так, в Афганистане состоялась манифестация под лозунгами «Смерть Дании, смерть Голландии!».
По этому поводу свое беспокойство высказал генеральный секретарь НАТО — также голландец — Яап де Хооп Схеффер. Он считает, что показ «Финты» поставить под угрозу контингент голландских войск в Афганистане.
В Дании скандал возник из-за опубликованных в СМИ карикатур на пророка Мухаммада. В Голландии же большинство СМИ выступает с осуждением показа «Финты». Редакция газеты «Фолькскрант» комментирует:
«Голландский правительство должно отмежеваться от Вилдерса и объяснить исламского сообщества, что фильм „Финта“ выражает всего лишь частную точку зрения популистского эксцентрика».
Открытый урок демократии по Вальтеру
Вальтэраўскі принцип «я могу не соглашаться с вашим мнением, но сделаю все, чтобы вы могли его высказать» вспомнил только лидер демократической партии D66, от которой только три депутата в парламенте. По мнению Александра Пэхтальда, история с «Фінтай» может стать для исламского мира открытым уроком европейской демократии.
Пэхтальд не разделяет взглядов Вилдерса, но призывает лидеров всех европейских государств встать на защиту свободы слова.
«Протесты, которые вспыхнули в Дании, свидетельствуют, что это проблема может коснуться любую страну в Европе. На самом деле, мы должны выступить единым фронтом. Демократия и свобода слова — европейские изобретения. Но сегодня кажется, что отдельные страны Европы вынуждены защищать эти достижения по-отдельности», — заявил Александр Пэхтальд.
Расплата за образы
Западное, по крайней мере, европейское общество привыкло спокойно относится к визуальных образов, абстрагироваться от закрананьне табуированных тем. В исламском обществе образы воспринимаются слишком болезненно.
Примеры такой реакции: в той же Голландии была серия убийств на религиозной почве.
Так, учитель Вилдерса Пим Фортэйн был убит в 2002. Убийца — представитель радикальной экологической группы Ван дер Грааф. Он якобы мстил Піму за слова в защиту шуб из натурального меха. Но на суде выяснилось, что Ван дер Грааф защищал интересы голландских мусульмам.
В 2004 от руки исламского фундамэнталіста погиб режиссер Тео Ван Гог, автор антиисламского фильма «Нежность». Страну пришлось покинуть змагарцы за права исламских женщин и сааўтарцы Ван Гога, депутату парламента Хірсы Али.
«Я не верю в умеренный ислам. Может, он и станет умеренным, но это произойдет через несколько тысяч лет. А мы не можем столько ждать», — считает Вилдерс.
Христианство уже прошло этот путь. Из последнего: профессор Иерусалимского университета считает, что пророк Моисей находился под влиянием наркотиков, когда получил 10 заповедей. То, что ключевую фигуру одной из мировых религий названный наркоманом, не вызвало никаких волн протестов либо преследования того, кто высказал такое мнение.
Естественно, что любая религия охраняет свои святыни и болезненно относится к богохульство. Вспомним истории с фильмами «Страсти Христовы» или «Код да Винчи». Реакция со стороны церкви была, и была резкой, но не радикальной. Более того, фильм Мартина Скарсэзы «Последнее искушение Христа» с бюджетом в 7 миллионов долларов получил «Оскара» за режиссуру. А скандал, который этот фильм вызвал в христианских кругах, только еще более повысил его популярность.
Пока неизвестно, какая судьба постигнет «Фінту». На сайте Гэрта Вилдерса идет голосование. По его результатам, более 70% посетителей считают, что фильм показать стоит, и только 2% против показа.
Как метко заметил лидер D66 Александр Пэхтальд, эта проблема может затронуть любую страну Европы. И Беларусь здесь не исключение, но уникальный случай. За перепечатку карикатур на пророка Мухаммеда, белорусскому журналисту Александру Зьдзьвіжкову присудили 3 года тюрьмы. При том никаких протестов из-за опубликования в газете «Згода» карикатур не было. За исламский мир пакрыўдзіся белорусское правительство. И хотя приговор потом заменили на 3 месяца, по своей жестокости он обошел даже мусульманские страны.