60 километров на байдарках по Неману: тише воды, ниже травы

Когда друг предложил отправиться в многодневную поездку на байдарках по Неману, я согласилась без колебаний, вообразив экстрим, жареное сало на костре, песни под гитару, загорелую от летнего солнца кожу и собственный выражение лица, с которым я буду рассказывать друзьям, что прошла 60 километров на байдарке по Неману. Было одно но: я шла впервые.

Если вы также любитель приключений, слышали про байдарки, но не ходили — читайте, как это и к чему готовиться. К тому же сам Неман — это само по себе незабываемо.

Было еще две очень веские причины, которые подтолкнули меня на эту авантюру. Первая — июльские праздники в Минске. Традиционно стараюсь сбежать за город от этого бедлама. Так что во время взрывов в Минске мы сидели под Нясьвіжам на Немане. Вторая — с нами ехал эксперт по байдарках, который ходит довольно часто. Неман знает как свои пять пальцев.

День первый: Минск-Несвиж, усадьба Наркевича-Едки, подготовка

Минск — электрацыя — Городея — Несвиж — Песочное. Этот путь мы прошли электрычкаю, автобусом и на авто.

Стартовали от имении известного белорусского ученые Якуба Наркевича-Едки (1847-1905), который был и медиком, и создателем мэтэаралягічнай станции, и изобретателем беспроволочного приема электро-магнитных сигналов. Наркевич-Едка был признанным ученым в Европе и России, хотя жил, считай, на селе. Сейчас поместье «охраняется государством» и от него почти ничего не осталось.

От начала мне почему-то представлялось, что байдарки пластиковые. Да, есть и такие. Но чаще белорусские байдарочники ходят на раскладных железных, с брэзэнтовым корпусом. Пока мы готовили ужин, наш гид Александр Язьвінскі по-мастерски составлял наши будущие «лодки». Если этот чудо был готов, трудно было представить, что я сяду в это, не перакулюся сразу же в воду и буду еще успевать шутить с соседними байдаркамі. Но это будет только завтра. А сегодня я смотрю и мужаюся.

День второй: посадка, матросы, техника в путешественники, первые 20 км

Утром мы стартанули. Три трехместные байдарки. Вещи погружены, привязаны, накрытые кляёнкаю на случай дождя. «Сидишь выше всех — смотри не перакуліся», — напутствие в дорогу от Алеся Язьвінскага будоражит. Но волнение было первые полчаса. Едешь, углядаесься в воду и прыглядаеш удобные места, чтобы нырнуть, если что:)

Кстати, еще при выезде из дома душа металась в выборе: брать или не брать фотоаппарат, ведь вода как никак — и может намокнуть техника. Но по тем, что материал отделан фото, вы уже можете сделать вывод, что фотоаппарат мы взяли. А с ним — десять пакетов, скотч, ножнички, и цэляфанавую пленку, истинное назначение которой накрывать мебель от пыли. Но она очень помогала в путешествии. Перед каждой посадкой в байдарку мы закручивали технику, в том числе и мобильные телефоны, в целлофан и закрепляли скотчем. А еще один «дежурный» фотоаппарат просто держали в небольшом пакетике и делали снимки в дороге. Спальники также абгортвалі в большие пакеты, чтобы в случае чего не замочить жизненно необходимые для путешествия вещи. И так, все заготовки сделаны. Едем.

Я несла почетное звание матроса — сидела посередине, и моя задача заключалась в том, чтобы грэбсьці в такт с накіроўваючым — это тот, кто сидит впереди байдарки и гребет со всей мощи. А самая ответственная должность — рулевой — это тот, кто сидит сзади. Не заехать в камышы, миновать «таплякі» — деревья в воде, правильно и вовремя повернуть — все это на плечах, или правильнее сказать, в руках рулевого. Самое важное — это ритм. Ведь будешь грэбсьці быстро — быстро стомісься. Опыт показал, что чем разьмераней гребешь — тем быстрее идешь и почти не стамляесься, а получаешь наслаждение от слаженной гати всей команды. Хотя, конечно, грэбсьці — это не с клавиатуры и мышкой работать, поэтому приходилось держать марку и не отставать.

Вдохновению добавляли пейзажи вокруг. Мы проплывали целые заводи, заполненные белыми лилиями, а кувшинки сопровождали нас весь путь. Стадо коров тоже вдохновился встречи с нами и активно сопровождал байдарки, текущий за нами по берегу, пока их не остановил пастух.

В целом в путешественники мы были четыре дня: первый подготовительный возле усадьбы Наркевича-Едки, следующие три — на байдарках. Казалось, что мы на другой планете, ведь вырваться из шумного пыльного Минске на Неман с заросшими берегами, высоченными дубами, бабрынымі плотинами казалось сказкой. Вторую ночевку мы присмотрели в старом дубовом рощи, что манил высоким берегом. А костер разложили прямо на обрыве. Эмоциональных разговоров на ночь добавил замечен неподалеку стадо диких кабанов, что бежали к воде.

День третий: дождь, болото и бобры

Утром казалось, что природа в курсе, что мы на байдарках впервые, поэтому подготовила нам еще испытаний. Ночью начался дождь и непрестанно шел весь день. Но к пяти вечера мы все же отправились в дорогу, одевшись легко и спрятав теплые вещи под кляёнку. На самом деле, идти в дождь на байдарке — тепло. Правда, мы предварительно паўкручваліся в «пленку для мебели» и дажджавічкі, хотя по дороге их и поснимали. В следующий раз прыдбаю себе легкую непрамакальную курточку.

Мы запланировали остановку на ночлег на Прыстаньцы — это историческое место на высоком берегу Немана, скрытое среди многолетних деревьев. Именно там 9 июля 1906 года прошел нелегальный съезд белорусских учителей с участием Якуба Коласа. Но до тех пор еще надо было доплыть.

Пейзажи менялись очень быстро, а позже Неман начал шутить с нас. Река поворачивалась чуть ли не на 180 градусов, оставляя на месте старых руслаў заводи с лилиями и кувшинками. Красота и определенная неизвестность, что же будет дальше, манили.

Впечатления от Немана несравнимы ни с чем, ведь не ты управляешь ситуацией — тебя ведет река. А в байдарке ты настолько близко к воде, что кажется летишь по самому краю реки — на едва уловимой границе между водой и воздухом. Особое наслаждение, когда все прекращают грэбсьці, и байдарка без единого звука несется по воде. В такие минуты боишься дышать, чтобы не нарушить спокойствие неманских мест. Так мы напугали бобра и перепугались сами:)

Были уже сумерки. Даже наш бывалый байдарочник удивлялся и не узнавал берегов. Признаков Прыстанькі видно не было. Так мы оказались в болоте. Ведь хозяйничают на Немане бобры, которые наделали плотин, что реке ничего не оставалось, как менять русло и идти болотами. Наши три байдарки отдались течению и уже в полутьме шли в поисках стоянки.

До назначенного места мы дошли, но полные незабываемых впечатлений лагерь разбивали уже ночью. Впечатлений добавил встречен среди ночных дубов здоровенный паук, размеры павуціньня которого не удивили бы, если бы он охотился и на нас. Сон после такого был сильный.

День четвертый: сгоревшие на солнце коленки и парковка в Столбцах

Утро последнего нашего странствующего дня выдалось очень сьпякотнаю, от вчерашнего дождя не было и воспоминаний. Но грусть от понимания того, что вечером уже домой, даже подбивал ком к горлу. И мы старались взять от путешествия все.

А по дороге до Столбцов мы встретили здоровенного щуки, что считается большой удачей. Приветствовали нас и деревенские стада козлов у Николаевщины. И «рыбнадзор» на крутой хондаўскай моторке, волны от которой чуть не подарили нам еще одно испытание — опрокинуться. Хотя я уже была готова нырнуть, но мы продержались.

Пейзаж и погода во время нашей последней парковки мы восприняли точно как приглашение от Немана вернуться сюда еще раз. А может и не раз. Ведь каждый год Неман различный, и в зависимости исключительно от собственного характера меняет свой путь и играет с вандроўнікамі.

Загорелые коленки еще долго будут напоминать о жаркое солнце над Неманом. А я долго буду скучать по заросшим неманских берегах, каши с тушонкаю, горячим бродячим супе, по воде, через которую легко виден золотистый песок на дне. И по гарлачыках, и даже по «тапляках», которые умело обходили. Ведь только на байдарке можно так зьліцца с рекой, пройти по самых узких и мелких заводях. «Тише воды, ниже травы» — видимо, это тоже про байдарки. И только на байдарке ощущаешь, как важно быть командой. Тогда будет и скорость, и мобильность, и готовность идти хоть по болотам, хоть по горным рекам.

+ Фотоблог «На байдарках по Неману»

Обсуждение закрыто.