Анатолий Мельгуй: «Рассылаю группой подборку про „эмо“, чтобы не отставали от современных тенденций»

Он называет себя музыкальным аналитиком и в пятьдесят по-прежнему болеет на рок. А когда-то работал на заводе и учился в палітэху. В 1985-м был среди победителей всесоюзных конкурса на лучшего рок-знатоку и основал рок-клуб. Сейчас Мельгуй слушает Muse и делает подборки музыки «эмо». Все в интервью.

 

Как пришел к музыке

Безумно давно, в 80-е, когда книжку «222 альбома белорусского рока» Анатолия Мельгуя и Витовта Мартыненко, Крамбамбулю и cd, невозможно было и предсказать, Толя служил в армии в Украине. Там и услышал однажды, как інтарнацыянальная бригада военных обсуждают «Песняров». Так настоящее журналист Мельгуй пришел к музыке. Вернувшись из армии, начал тусоваться у Дома грамплястынак на Козлова. Там молодежь стремительно обменивалась музыкой.

Однако в жизни Анатолия все было не так, как надо: политех, и математика нядужа дружелюбная, и поиски, и неуверенность. Знакомство с журналистом Мартыненко оказалось судьбоносным.

«Я заметил, что Витовт может сделать для музыки больше, чем я. Ведь я рабочий, а он журналист. Поступил на журфак — и все в моей жизни стабилизировалось, исчезла былая растерянность», — говорит уже уверенный в себе дядя Мельгуй, который в прошлом году отпраздновал свое 50-годьдзе.

А началось все с создания сообщества любителей рок-музыки имени Высоцкого: «Мы решили, что будем защищать рок-музыку всеми возможными средствами!»

Кстати, плодотворное членство в Витовта и Анатолия обладает вот какой займальнасьцю: они «почти что родственники». Мать Мартыненко имела фамилия Мельгуй, ибо происходят из одного рода, но разьдзеленага по религиозному признаку на две части.

В 1985 году журнал «Студенческий мерэдыян» объявил конкурс на лучших знатоков рок-музыки. «И я написал туда свою работу, размером с дипломную. Стал одним из десяти победителей со всего Союза!»

Такая радость вдохновила Анатолия на создания в 1986 году рок-клуба:

«Мы нашли с Мартыненко уже много исполнителей рок-музыки: Близнецы, Бонда, Мроя, Магистрат — первый металлический группа в Беларуси. Я, как победитель всесоюзного конкурса, стал председателем. А назвали рок-клуб „Немига“ — подземная река, которую мы будем выводить до слушателей».

Объяснял КГБ ценности национальной культуры

«Делали рок-клуб через ЦК ВЛКСМ. В белорусских условиях выйти на него было очень трудно, но это был самый верх. Мы были вынуждены и хитрить, и идти на пролом. Были вынуждены быть и дипломатами, и борцами одновременно.

Рок-клуб состоял из 4-5 команд, количество которых постоянно расширялась. Первый концерт состоялся в Дворце железнодорожников. К нам относились хорошо, но не все. Боялись антисоветских выступлений. Тем более, Бонда, Мроя, Магистрат, Близнецы группами были белорусскоязычными, что стало тогда настоящим переворотом в сознании».

Поэтому, если Мельгуя вызывали на допросы в КГБ, он часами объяснял ценности национальной культуры. А если Министерство культуры требовало тексты групп на зацьвярджэнне, то объяснялись уже основы белорусской стилистики.

«Витовт Мартыненко работал тогда на газету „Красная смена“ и много писал про белорусские группы. Те публикации стали своеобразными пасьведчаньнямі о разрешении на деятельность для этих команд, ведь газета была печатным органом комсомола».

Апогеем деятельности клуба стало проведение первых фестивалей рок-музыки в Беларуси «Три цвета».

Основными хэдлайнерами первых «Трех цветов» 1986 года были Бонда, Минск, Магистрат.

«Группы очень разные, что и вызвало желание отразить этот контраст в названии фестиваля. Концерт прошел очень удачно, два дня мы собирали полный зал. В первый день неожиданно вырубіўся динамик, но зал все равно ждала полтора часа выступления белорусских групп, пока музыканты Созвездия не спасли положение и фестиваль.»

«Мрою» жаль

«Одно было жаль, что Мечта не выступила на „Три цвета-1“, все участники которой, кроме Юрия Левкова, ушли в армию». Но через два года провели «Три цвета-2», на котором Мечта фактически превратилась в главную рок-команду Беларуси.

«В клубе „Немига“ начались ссоры между русскоязычными и белорусскоязычными исполнителями. Я хотя и был поклонник белорусскоязычных исполнителей, но стремился угодить и тем и тем, но это не слишком получалось. Накатило большое утомление и я отказался от прадусарства концертов клуба и его деятельность постепенно приостановилось».

Один из активистов рок-клуба Владимир Зайченко подхватил инициативу и провел третий фестиваль «Три цвета-3» в 1990 году.

«Среди выступающих были самые различные группы. Например, впервые на сцене там выступила группа «Ляпис Трубецкой». Постепенно в Беларуси стали появляться новые центры рока. Рок-клуб превратился в рок-движение».

«Глабусятнік» и «Сысятнік»

Делилась літмоладзь в те легендарные времена на поклонников поэта Анатолия Сыса и будущего издателя Адама Глобуса: «сысятнік» и «глабусятнік». Но и Сыс, и Глобус были людьми рок-тусовки.

«Однажды Сыс читал свои стихи. И было то как раз в день, когда телевидение снимало клип для Бонды в Троицком предместье. Сыс позвал своих слушателей принять участие в съемках клипа — получилось бесплатная массовка! А на фестивале „Три цвета“ между „глабусятнікам“ и „сысятнікам“ проводилась перекличка».

«Мы не русский рок»

Такой тезис сейчас может показаться элементарным, но в конце 80-ых музыкантам идентифицировать себя было слишком трудно:

«Я попал на первую всесоюзную рок-конференцию в Сьвярдлоўск, на которую приехали представители самых разных музыкальных рок-движений. И если для участников конференции я поставил записи наших, белорусских групп, то все поняли, что мы не русский рок. Это придало мне энтузиазма и стало нашей небольшой победой. Но музыки не осмысливали свою значимость до конца.

Сейчас выдать диск намного легче, чем тогда. Мартыненко ездил в Москву и ходил на фирму „Мелодия“ с просьбой выдать пластинку белорусских рок-музыкантов. Мы писали много писем на эту фирму, но в итоге появилась только две пластинки Ulis‘а и Грезы. Была попытка записать пластинку Бонды на мобильной студии „Мелодии“, но записи пропали и нигде не издавались».

Постоянство — в радость

Молодость мяльгуйская была бурлящей, но и постоянство — о-го-го!

«Есть такая поговорка: живешь за счет того, что создал за первые двадцать лет жизни. Но всю оставшуюся жизнь я стремился оспорить эту поговорку. Стремился жить не за счет того, что было, а создавать что-то другое. И поэтому все время я имею контакт с музыкантами, прежде всего через интервью.

Очень классно, что я живу именно в это время. Очень интересный, романтический, трагический время! Такая бурная культурная деятельность! Во времена рок-клуба было гораздо меньше мероприятий, не было движения. Люди сейчас этого не понимают, но потом будут с ностальгией вспоминать „как мне тогда надавали по голове“. Нужно ловить этот момент, это счастье!»

Мельгуй старается писать про все-все: «Я журналист старой закалки, когда где побывал, то обязан написать! А еще я уверен, что нельзя истреблять в музыкантах верю — это мое кредо». Сейчас Мельгуй еще и жж ведет.

Не терять отношений с молодостью Анатолию помогает сын:

«Он интересуется всеми современными тенденциями, от харкора до репа. А я ведь тоже еще не потерял интерес к различных современных течений! У меня большую симпатию вызывают такие группы, как Muse. Сейчас я собрал подборку про направление „эмо“, рассылаю ее группой, чтобы они не отставали от современных тенденций и провоцирую их на новые подходы».

Обсуждение закрыто.