«Где ставить свечу, если в храме — сарай?»

 

«Где ставить свечу, если в храме — сарай?»… Строки из песни Ольги Арефьевой крутились в голове во время путешествия по городам и городкам в рамках программы «Журналисты за историческое наследие». За три дня мы проехали около 200 километров. Всеми впечатлениями и мыслями за раз и не падзелісься.

 

Общие выводы: ситуация изменится, если изменится и отношение людей к своему историческому наследию. Длинное пребывание в мощных государственных утварэньнях, как Российская империя или Советский союз, приучили восхищаться и прыгінацца перед большим: перед масштабными застройками, пространствами, литературными произведениями в несколько томов.

А тут бы японское око, способное видеть красоту и космическую величие в простом и мелком, например, в ветке сакуры. Тогда бы белорусы осознали ценность и шаткость того немногого, что осталось. И увидели бы, что каждый камешек — это целый мир!


Нам повезло на погоду: сухо, морозно и солнечно. Тихо и величественно. И вот Зэмбін. Первое место, куда мы попадаем, — это церковь Святого Михаила. Из-под прагніўшых лесов выглядит, проста и величественна, церковь, построенная 103 года назад. Церковь, которая за свою недолгую жизнь принимала человеческий грусть и радость, стены которой знают секреты наших дедов и бабок, похоронены под надписями, вроде:


Безлюдно. Кажется, что жизнь отсюда выдзьмула ветром через пабураныя стены и провален крышу.


Действительно, на «Беларуси Бог живет»… Бог, чей дом разрушили и попрали. Это чувство усиливается, когда набліжаесься до второго известного зэмбінскага храму — церкви Восхождения Девы Марии. В принципе, многим знакомый по фотографиям.


Это легендарное бусьлінае гнездо. То, что весной птицы вернутся в свой дом, дарит надежду и утешает: хочется верить, что сюда вернутся и люди. Храм разрушен почти полностью и вряд ли возможно проводить там службы. Такому объекту нужна консервация. Но даже если вместо крыши — голубое небо, вместо иконописи — щели, вместо молитвы шепчет ветер — эти остатки величия достойны сохранения. Там невероятная энергетика. И только чудом нетронутая временем и безразличием Божья Мать смотрит на застывший Зэмбін вот уже двести лет.

Из Борисовского района перабіраемся в Докшицкий, в городской поселок Бегомль. Вид церкви Всех Святых на горизонте дарит немного оптимизма. Ей — сто тридцать лет. Век церковный — не век человеческий. Хочется попасть унутар храма, но двери закрыты на замок.


Сожаление, что не удастся осмотреть церковное убранство, сменяется ужасом. Так церковь выглядит с обратной стороны.


«И та память живет не в церкви,

А в каждой голове живет:

«На Беларуси Бог живет…» —

И пусть себе живет.

Но, изгнанного из церквей и костелов, его, кажется, нет ни в головах, ни в сердцах…

Нашла в Сети Программу социально-экономического развития Бегомля на 2006-2010. В планах там значится и реконструкция церкви — на эти цели планируется выделить 200-250 миллионов рублей — это под сто тысяч долларов. Как проходит реставрация объекта, видно по фотографиям:


После попадаем в Лепель. Осматриваем маленькую деревянную церковь Параскевы Пятницы. После всего увиденного она выглядит невероятно уютно и тепло, хотя внутри и не натоплена. Эта церковь приблизительно того же возраста, что и прежние храмы. И вот дерево сохранилось, а камни — нет.


Дальше на нашей карте Бешенковичи — районный центр в Витебской области. Там также осматриваем церковь — Ільінскую, ей около 150 лет. Церковь заперта, закована в прагнілыя леса, в окружении какого-то мусора.


Внутреннее состояние от увиденного, от посещения храмов маленьких местечек, от всего этого упадка, невызначаны. Снова вспомнились строки стихотворения, на этот раз не Короткевича, а Пимена Панченко, что выпало мне читать на школьном экзамене (первый билет, как сейчас помню):

«Только страшно мне думать об ту минуту,

Когда гляну я в глаза родной стране.

Буду дом искать, — а найду руины,

Буду мать звать, — откликнется могила

На пагосьце старом под вербой то.

Что же, какой ты ни будешь — и ночью, и раньнем,

Я узнаю тебя, я не предам тебя»

Кстати, сам Пимен Панченко рос и взрослел в Бегомле.


Такой вот настрой у меня был в первый день. Далее еще ждал Полоцк, Глубокое и Мосар. Но, как говорит, это уже совсем другая история, которой будет продолжение…

 

Обсуждение закрыто.