«Окна тоже имеют право на самоопределение!» — маг и доктор архитектуры Hundertwasser

Он ходил в туфлях собственного дизайна, носках разного цвета и смешным шляпке. Он рисовал удивительные картины, сочетая специальный орнамент, неровные линии и спирали в ярких красках, так чудесно сопряженных в своей неспалучальнасьці. Этот чудак считал прямую линию « самым уродливым созданием нашей цивилизации», или даже «орудием дьявола». А современную архитектуру, построенную в одинаково сером и ўніфікаваным стиле, считал тюрьмой для человеческой психики.

Звали этого чудака Фрыдэнсрайх Хундэртвассэр (1928-2000гг), и был он сусьветнавядомым австрийским архитектором, художником и дизайнером. А еще он был сказочником, который сумел воплотить свои самые невероятные мечты в реальность.

Его идеальный дом — это тот, который органично вписывается в природный ландшафт, чем-то напоминая пещеру, где всем уютно и тепло. На крышах его домов обязательно должны расти деревья и кустарники, а окна разных размеров и форм должны располагаться на разных уровнях. Ведь окна, как скажет вам этот чудак, «имеют право на самоопределение, а прямые линии фасадов похожи на концлагерь». Да, он даже написал целый манифест под названием «Диктатура окон и их Права». Впрочем это был не единственный манифест, в который он вложил свое видение искусства и архитектуры.

«Богатый миром»

Родился этот будущий бунтарь в архитектуре в 1928 году в Вене под именем Фридрих Стовассэр (Friedrich Stowasser) в еврейской семье, в которой почти все родные во время войны стали жертвами Холокоста. Окончив школу молодой Фридрих поступил в венскую Академию изобразительного искусства. Но проучился он там всего три месяца, после чего отправился в путешествие по Италии, Франции, Австрии. Тогда он и начал формировать свой отличительный стиль живописи, а также философский взгляд на искусство. Во время путешествия еще никому не известный художник, он изменил свое имя на Фрыдэнсрайх Хундэртвассэр (Friedensreich Hundertwasser), заменив чешское слово Sto на немецкое Hundert. Его фамилия означает — «сто вод», а имя Фрыдэнсрайх (Friedensreich) — «богатый миром».



Friedensreich Hundertwasser: в Новой Зеландии в 1998 году. Photo by Hannes Grobe.

Молодой Хундэртвассэр много путешествует, живет в разных странах, занимается живописью и дизайном. Не присоединяясь ни к каким художественных течений, он создал свой собственный стиль, который основал на теории «трансфарматызму» — освобождения творческой энергии, что идет из самой природы человека. Но не смотря на это, в его произведениях можно увидеть и определенное влияние художников австрийской школы Эгон Шиле и Густав Клімт.

Третья кожа, манифесты и бунтарство Хундэртвассэра

То видение мира, что нес в себе Хундэртвассэр, было не отделено от его творчества. Будучи бунтарем по духу, он стремился донести свои идеи и убеждения о более экологическом и мирным окрестностях не только через живопись, но и через свои Манифесты, которые он прыпадносіў публике в весьма провокационной форме. Немного позже этот протестный дух против аднолькавасьці и серости станет частью его архитектурных проектов. Но до этого он также должен был пройти свой путь борьбы с общественной мыслью и существующим видением архитектуры.

Одним из его первых манифестов был «Манифест зацьвіласьці против рационализма в архитектуре», в котором он утверждал, что каждый человек имеет право сам украшать свое жилище не только внутри, но и снаружи, так чтобы все, кто идут по улице, увидев расписные фасады окон, знали что вот в этом доме или квартире, живет человек-личность, отличающаяся от других.



Дом искусств в Вене. Photo by Воля Дудко.

В 1960-ых Хундэртвассэр провел несколько «голых» лекций под названием «Право на третью кожу» про право человека на индивидуальное жилье. Также очень провокационным был его голый выступление-протест против строительства экономических, но абсолютно неприглядных домов-ящиков, которые предложил еще в начале ХХ века австрийский архитектор Адольф Луз (Adolf Loos). Лекция называлась «Свободны от Люза» (Los von Loos).

Доктор архитектуры, деревья-кватэранты и венская ТЭЦ

На протяжении 60-70-х Хундэртвассэр продолжал разговаривать об искусстве и архитектуре и стремился привлечь внимание к своих архитектурных идей. Уже в конце 70-х у него начали появляться первые заказы по редизайна старых зданий. Это была первая возможность, где творец мог воплотить некоторые из своих архитектурных идей, например как маленький лес на крыши, или окна разбросаны на разных уровнях. Потом он смог реализовать и идею деревьев-кватэрантаў, что растут из окон. Хотя это были всего лишь изменение внешнего вида уже существующих зданий, он был счастлив, что своей работой может лечить серые и «больные» дома, неприглядные для глаза, поэтому и просил чтобы его называли «Доктором архитектуры».

А его первой самостоятельной архитектурной работой, где Хундэртвассэр уже в полной мере реализовал свои самые невероятные мечты и идеи был дом Хундэртвассэра (Hundertwasserhaus) в Вене, за который он взялся специально по заказу руководства города и который строился в 1977-1986 годах. Яркий, разноцветный, «зеленый», обсаженный различными деревьями и растениями, этот дом вырос в центре Вены, среди строгих классических домов. Он похож на вызов чопарнаму венскому классицизма и всем архитектурным правилам и канонам.



Hundertwasserhaus в Вене. Photo by Воля Дудко.

Одним из довольно спорных проектов, за который Хундэртвассэр не хотел браться в начале, был редизайн венской ТЭЦ. После пожара, который произошел в 1987 году, руководство города решило ее перестроить, хотя большинство населения вообще была за то, чтобы предприятия снесли, чтобы оно своим видом и вредными выбросами не вредила жителям прилегающих кварталов. Но мэрия города решила при реконструкции внедрить в предприятие более экологическое оборудование, и убедило Хундэртвассэра, что ТЭЦ не будет загрязнять окружающую среду. В итоге некрасивый промышленный объект превратился в разноцветный мозаичный здание — настоящее произведение искусства.



Венская ТЭЦ. Photo by Воля Дудко.

«Я хороший художник, но не очень хороший архитектор»

Свои архитектурные идеи Фрыдрэхстрах Хундэртвассэр реализовывал в разных городах и странах. Дома построена по его проектам можно найти не только в Австрии, но и в Германии, Австралии, Новой Зеландии… По его проектам были построены церковь, детский садик, школа, общественный туалет…



Последняя работа Хундэртвассэра — Зеленая цэтадэль в Магдебурге. Photo by gruene-zitadelle.de

Будучи уже сусьветнавядомым художником и архитектором, он занимался дизайном почтовых марок, телефонных карт, жетонов для казино или одежды, рисовал иллюстрации к Библии. А новазэляндцы должны благодарить Хундэртвассэру за дизайн своего флага.

Если Хундэртвассэра спрашивали считает ли он себя хорошим архитектором, то он отвечал:

«Нет, не считаю. Я думаю, что я хороший художник, но не очень хороший архитектор. Зато другие настолько плохие! Все что я делаю — это всего лишь для того, чтобы сделать мир более человеческим, чтобы люди чувствовали себя в нем свободнее».

Хундэртвассэр был действительно дитя своего времени, тем самым хиппи с протестом против пасрэднасьці и аднолькавасьці, с мечтами о более экологический и мирный мир, который он стремился воплотить в жизнь и который он фактически создал через свои отличительные архитектурные решения. Его дамы — это маленькая сказка, это мир воплощенной фантазии художника-мага.

Обсуждение закрыто.