Сергей Михалок про Беларусь: «Классная страна, но очень не хватает свежего ветра»

Творческое объединение «Дети Солнца» распространила пресс-релиз по случаю официального выхода нового альбома группы «Ляпис Трубецкой», в котором размещены комментарии Сергея Михалка к каждой песни «Манифеста».

«Многие люди, которые приезжают к нам в гости, восхищаются чистотой нашей страны. Т.бы. все приезжают к нам такие счастливые, им всем нравятся наши сквере и бульваре, они даже дают интервью по этому поводу. Но ни один человек не желает остаться. Собственно, об этом и песня. Вроде все хорошо, но воздух-то спертый. Поэтому не хотят оставаться, не могут выдержать более 10 дней», — говорит Михалок о Belarus-Freedom — одну из двух белорусскоязычных песен альбома.

Скачать альбом белорусам предлагаю абсолютно бесплатно с manifest.tut.by. Выход CD-издания запланирован на октябрь в студии West Records.


Про группу

«Ляпис Трубецкой» – едва ли не главное культурное достояние пост-советской Беларуси. Пройдя путь от минского около-театрального андеграунда до попсовых стадыённых солянок, Сергей Михалок и компания неожиданно для многих вернулись к своим альтернативным корням. Только на смену декларируемому пьянству пришел идейный стрэйт-эдж, а на смену абсурд пародыям на поп-шлягеры – зьедлівая социальная сатира. После выхода альбома «Капитал» (2007 год) о «Ляписах» заговорили как об одном из самых ярких и мощных групп русскоязычной альтернативы. А благодаря одноименному видеоклипу, зьнятаму режиссером Алексеем Тереховым, слухи о «белорусских антыглябалістах» разошлись по всей планете. За «Капитал» «Ляпис Трубецкой» получил не меньше 10 наград (российские RAMP, «Чартова дюжина», «Степной волк», белорусская «Рок-коронация», португальский ViMus и т. д..). Новый альбом «Ляписов» «Манифест» готовит публике новые сюрпризы.

Про альбом

«Манифест» писался с января по август 2008 года на киевской студии «211» и стал второй совместной работой «Ляписов» и саунд-продюсера Виталия Целезіна.

«Мне кажется, что альбом получился очень хлесткими, – это первое, что заявил Михалок по окончанию работы над «Манифестом». – В «Капитале» было много ласковой музыки, хотя там все считается прорывным и альтернативным, даже «Андрюша» или «Огоньки». Но я считаю, что это ласковая музыка сама по себе. А в альбоме «Манифест» очень много неласкавых песен, основанных на мощной ритм-секции. Мы специально убирали мэлядычнасьць, добавляли громкие и раздражающие акценты». На взгляд со стороны «Манифест» – это мощный кроссовер из ска-панка и калифорнийской волны (с разовыми вылазками на приграничные музыкальные территории, в диапазоне от хард-рока до диксиленд).

В смысловом плане «Манифест» – один из самых концептуально-выдержанных дисков «Ляписа Трубецкого». «Раньше мы записывали шизофренические альбомы, – вспоминает Сергей Михалок. – И вашим, и нашим, и рок, и поп, и лирика, и стеб, и все – на одном диске. Сейчас шизофренические компиляции мне не интересны. Сейчас хочется, чтобы хоть какое-то подобие целостности было, иначе – в чем смысл?». Но это не значит, что новый альбом «Ляписов» целиком и полностью зациклен на какой-то одной теме. Популизм в политике, консумэрызм как главная болезнь современной цивилизации, поиски человеком своих национальных корней, соответствие публичного образа артиста его истинному лицу, превращение рок-музыки в ЭмЦіВішную жвачку – это только некоторые вопросы, которые волнуют Михалка сегодня. И обо всем этом он высказался в своих новых песнях – в традиционной для нынешних «Ляписов» востросатырыстычнай манере.

В трек-лист «Манифеста» вошло 12 песен, в том числе – один англоговорящий кавер и две композиции на белорусском языке. «Вообще, русский – не мой родной язык, – напоминает Михалок. – Мне на ней высказываться трудно, а вот писать легко, потому что многие фразы, которые по-русски звучали бы вульгарно и твердо, благодаря белорусской фонетике звучат мягко. Язык – это ведь тоже инструмент. Но это никакая не стилизация, это настоящий русский язык. У меня много друзей, которые ее знают, моя девушка хорошо по-белорусски разговаривает – так что я в нее специально консультировался. Наверное какие-то мелкие ошибки в моих текстах есть, но их даже в разговорной речи в профессоров можно услышать».

Сергей Михалок о песнях альбома «Манифест»

1. Манифест

На сегодняшний момент это песнь – візытная карточка группы «Ляпис Трубецкой», она отражает наше мировоззрение. Но это песня с двумя смыслами. Один смысл простой – т. бы. какой-то человек анархічных взглядов призывает всех к анархическому хаосу: легализовать наркотики, бесплатно раздавать сьпіртныя напитки, разрушить все властные структуры… Это попахивает утопией. Но в припеве раскрываются истинные мотивы этого человека, мы понимаем, что он это делает ради собственной выгоды и готов в своих обещаниях дойти до любого маразма. Политики нам все больше и больше обещают во время своих предвыборных кампаний: какие-то новые свободы, денежные заахвочваньні, манну небесную… Ну а этот человек готов сыграть на совсем уж низменных чувствах. Ведь очень много на самом деле есть людей, которые хотели бы пожить во времена хаоса и полного дэстроя. Вот он к ним и обращается. То есть это наш иронический взгляд на новых мессий, которые зачастую оказываются особенно хітрожопымі политиками.

2. Рок-пупсы

«Пупсы» написаны в совершенно неожиданном для нас стиле – что-то вроде ска-глэм-хард-рока. Были такие группы: Cinderella, Bon Jovi, Whitesnake… На мой взгляд, с них началась профанация образа современного музыканта, а потом этот образ умножила MTV. Узорнапаказальны рок-музыкант сегодня – это барабанщик группы Motley Crue, весь в тату, достаточно тупой чувак с парой чувіх под мышками, который бухает, дерется в барах, вокруг него всегда Содом и Гоморра. Он на пике славы, но ни один человек в мире не имеет представления, что он там поет или играет. А это в принципе и все равно. Или взять группу Bon Jovi – это такой консервная банка. По сути они всю жизнь фігачаць одну и ту же песню. Индустрия позволяет все это записывать четко, шоу – на уровне мировых стандартов. Т.бы. полный дурдом. Я против такой рок-музыки. А еще имидж у них классный: «казаки», брюки в облипку, куча платков каких-то панавязаных – лично у меня это вызывает усмешку. Особенно, когда я смотрю на местных последователей этой традиции, которые играют по кабакам в своих ковбойских шляпах какие-то стандарты – ведь у нас этот музыкальный стиль, по большому счету, не прижился. В общем, можно сказать, что это песнь о том, что 50-летние ржавые морщинистые чуваки пытаются выглядеть как Джек Воробей и при этом считают себя дико крутыми музыкантами олдскула.

3. Галактика

В этой песне поется о человеческом абжорстве, о том, что, в принципе, одна из самых главных земных пороков – это обжорство в любом виде. Человеку всегда чего-то не хватает – еды, телевизора, денег. В этом – главная проблема общества потребления. Не важно, что ты сам из себя представляешь, не важны твои знания и достижения, потому что все это потом переводится в какой-то суррогат. Это уже достаточно банально, но я вижу только один выход для человечества – нужно сильно умерить свой пыл. Т.бы. люди и государства в какой-то момент начинают меряться своими удобствами, своими золотыми запасами, своим ВВП. Все это превращается в такую религию. А я считаю, что над этим нужно смеяться. Т.бы. это должно быть западло. Я, конечно, не пытаюсь решать проблемы на плянэтарным уровне. Я считаю, что нужно строить мир вокруг себя. Но вот как раз в среде моих друзей человек, который слишком гордится своими авто или квартирами, вызывает в лучшем случае хорошую усмешку, а в худшем – над ним просто стебутся. Еще в этой песне представленная пару эзотерических персонажей: например, Адам Кадман с кабалістыкі. Я в свое время понял: чтобы прослыть интеллектуалом, нужно использовать в своем творчестве как можно более заимствований и мастерить как можно больше интеллектуальных головоломок. Тогда человеку со стороны меня сложно идентифицировать. Кто я – православный или буддист? Анархист я или манархіст, или, может быть, правый радикал? Мне нравятся разные образы. Конечно, все это попахивает словоблудием, но мне и самому интересно слушать тексты, в которых присутствуют какие-то исторические персонажи. Они добавляют веса в нашу попсовую бязглузьдзіцу. И потом – все, чем я увлекаюсь, что читаю, часто отражается в песнях. В свое время я пытался отделять себя от песен, не допускать в песне реальные истории, которые присутствуют рядом со мной. Сейчас наоборот – они все находят отражение в песнях. В принципе, быть поверхностным эрудитом – это один из способов выживания в нашем мире. Надо знать обо всем понемногу. Я вот стараюсь постоянно узнавать что-то новое. А если это мне очень сильно интересно – то учу до конца.

4. Жлоб

Это такая самаіранічная песнь. Потому что я на своей шкуре испытываю влияние масс-мэдыйнага образу. Сколько бы ты не написал хороших песен, сколько бы не выпустил альтернативно-андеграўдных альбомов и какой бы популярностью они не пользовались, все равно твой умноженный образ создают люди, которые по сути музыкой не интересуются. Для них твое творчество состоит из 5-6 шлягеров. Т.бы. этих людей не интересует твое развитие – их интересуют только артефакты из твоего прошлого. И очень большое искушение – согласиться с этими людьми и существовать в рамках 5 шлягеров. Потому что вырваться за эти рамки очень сложно. Вроде играешь музыку громкую, а тебя все зовут на корпоративы. Т.бы. для кого-то ты модернист, а для кого-то так и остался ресторанным клоуном. В любом случае – это песнь она обращена ко мне лично, а не ко всей группы «Ляпис Трубецкой».

5. 12 обезьян

Это песнь ну, практически, про молодость мою. Если хватает сил верить во все идеи. Если тебе кажется, что с каждым днем жизнь становится все лучше и лучше. Причем, видны изменения происходят благодаря твоему личному вкладу. Ты меньше всего обращаешь внимания на самого себя, занимаешься самаразбурэньнем, бухаеш там и все такое, но при этом занимаешься планетой. Ну, такие, как правило, не возвращаются – збухіваюцца, садятся в тюрьмы. И до 30 лет у них вместо огонька в глазах – только желание новой дозы. Ну, часто так бывает. Поэтому я думаю, что нужно побольше на себя внимания обращать. Вот есть фильм «12 обезьян». Там была банда, которая боролась за мифические идеи и через много лет их признали какими-то большими. А они, кроме того, чтобы выпустить животных из зоопарка – ничего и сделать-то не могли. И все эти молодежные группировки, все анархические банды – большинство их глобальных идей живет только внутри этой маленькой группировки. А ничего реального они не делают. Так что быть идейным борцом – это хорошо, но, в любом случае, лучше начинать дужаньне с себя самого. Потому что и один в поле воин. Я так считаю.

6. I Wanna Be Your Boyfriend

Это кавер на песню группы Ramones, одной из моих любимых групп. Кстати, к вопросу о корнях панк-культуры – что тру, что не тру. Насколько я знаю, музыка, которую сейчас называют поп-панком, появилась раньше той музыки, которая считается классическим панк-роком. Группа Ramones выпустила свою пластинку раньше Sex Pistols. И стеб их был направлен не против каких-то там определенных политических деятелей, они просто сьцёбаліся над соцыўмам, над эстэблішмэнтам. Их волновали проблемы «сьпячых». Ну, в принципе то, что меня сейчас волнует. Поэтому мои тексты перекликаются с их раньнімі песнями. А конкретно «Бойфренда» мы сделали несколько лет назад для Ramones Kidz – это был трибьют такой русскоязычный. Но тогда песня была совсем малобюджетно записана, на скорую руку, и нам захотелось записать ее нормально.

7. Крэкс, пэкс, фэкс!

Это классическая лирика группы «Ляпис Трубецкой», классический медляк, как «Огоньки», «Ласточки»… Я имею в виду текст. А по музыке это ближе всего к ранней традиции – Skatalites, скинхед-регги… Все мягко, красиво. Очень древняя и очень хорошая музыка.

8. Belarus Freedom

Это одна из двух белорусскоязычных песен на новом альбоме – такой печальный натюрморт с поводу нашей действительности. Многие люди, которые приезжают к нам в гости, восхищаются чистотой нашей страны. Т.бы. все приезжают к нам такие счастливые, им всем нравятся наши сквере и бульваре, они даже дают интервью по этому поводу. Но ни один человек не желает остаться. Собственно, об этом и песня. Вроде все хорошо, но воздух-то спертый. Поэтому не хотят оставаться, не могут выдержать больше 10 дней. Их всех тянет обратно в свой хаос, в свой дикий капитализм. А я в Беларуси живу уже очень давно. Потому и написал эту песню. Классная страна, но очень не хватает свежего ветра. Чисто так атмасфэрна.

9. Клип

Песня «Клип» родилась из наших встреч с многочисленными режиссерами, которые делились с нами своими представлениями о том, какое бы они сделали для нас видео. Пересказывали какие-то сценарии, и я в какой-то момент понял, что мне это напоминает. В детстве, когда появились первые видеофильмы, у нас в пионерлагерях было очень модно их пересказывать. В основном, ужасьцікі. «Кошмар на улице Вязов», например. И появился такой жанр – «пересказать видик». Рассказать фильм «Коммандо», или «что-То», или «Пятница, 13-е». Я, кстати, неплохо тогда пересказывал. И вот эти фантазии режиссеров мне напомнили детские пересказывание відзікаў. Когда люди рассказывают о своих идеях, которые зачастую даже не могут воплотить, а может быть и не нужно их воплощать. И у меня возникла идея написать несколько сценариев прогрессивного видео. Если их кто-нибудь снимет, то это будут шедевры современного видеоарта. Если идей не хватает – то мы еще подкинем. Секс-хоррор, трэш-шапито – у нас в этих жанрах еще никто не научился снимать.

10. Звездочки

Песня «Звездочки» – она такая, даже не космополитическая, а еще шире – по поводу корней. Насколько важно или не важно, где человек родился. По поводу самоидентификации. Я, например, считаю что наша Родина – это космос, и все разговоры по поводу границ – вообще неуместны. Эта песнь также на белорусском языке. Меня часто обвиняли: вот, живет в Беларуси, а поет не по-белорусски. Но для каждой идеи должна подбираться своя собственная форма, которая подходит только ей. Есть идеи, которые нужно выявлять на русском языке, есть, которые на английском. Я не считаю, что большая песнь стала большой от того, что прасьпяваная на японском или китайском языке. Смысл в том, что все должно зыходзіцца. А «Звездочки» – я хотел, чтобы это была лирическая песня. И русский язык здесь мне помогла.

11. Трубецкой

Это по поводу нашего названия. Она сама по себе очень китчевой. Всу сразу вспоминают «12 стульев», но не будем забывать, что сам по себе ляпис – это философский камень. Присутствующий во многих эзотерических и алхимических учениях. С другой стороны – это похоже на ляпсус, ну такая типа лоховской ошибка. А Трубецкой нас сразу отправляет в дворянские времена – у человека наверняка был титул, это старинное имя, которое уходит корнями в глубину веков, фамилия, открывает царские врата. Такое зычнае и громкое. Вместе два слова образуют какой-то абсурд. И это сочетание несочетаемого для нас очень важное. Настоящая музыка группы «Ляпис Трубецкой» – это такой замес, когда в текстах встречаются реальные нелепости и откровенный тупизм, но все это сыграно мощно, красиво, с царской подачей… Тогда получается гремучая смесь, которая несет основной посыл нашего творчества и проявляется в трех латинских словах «Castigat ridento mores» – «Смехом бічуюць нравы». Ну вот это наше творческое бусидо. В итоге, все нормальные страны, фирмы и футбольные клубы составляют себе гимны, и это повышает их патриотическую самооценку. Может, это будет наш собственный гимн. Если он не будет приятен другим людям, то мы будем сами себе его выполнять и проникаться коллективным гордостью.

12. Рыбка золотая

Мне кажется, если рассматривать пласьцінку как цельное произведение, то в конце должно быть состояние не «готов к труду и обороне», конечно, а «потрудился-поборолся». Такая нирвана, гармония, объединение с природой. Поэтому хотелось, чтобы альбом заканчивался просто красивой песней. Я выбрал очень правильный такой гармоничный квадрат, который присутствует в репертуаре практически всех исполнителей. Он благозвучный, его легко на гитаре подобрать. И спел очень короткую песнь про свое сегодняшнее состояние. Я же очень спокойный сейчас, хотя внешне кажется, что я один из самых циничных клоунов в русскоязычном пространстве. У нас есть несколько таких персонажей, рядом с которыми постоянно присутствуют слова «отжег», «громит», «валит» – и меня, кажется, причисляют к их числу… А на самом деле я сейчас очень спокойный, умиротворенный человек.

Обсуждение закрыто.