Стратегия белого пятна. Куда идет белорусское образование?

 

Беларусь остается единственной страной в Европе, недалучанай к Балоньскага процесса, и ближайшие перспективы не обнадеживают. На прошлой неделе министр образования Беларуси Радьков высказался, что проблему нехватки рабочих рук в Беларуси хотят решить просто — разрешить получать высшее образование только активистам БРСМ, а всех других заставить сидеть за партами ПТУ и изучать менее престижные, но более востребованные специальности. Министр заверил, что «успеха можно добиться и без высшего образования».

Мало кто за пределами самого министерства согласится с тем, что белорусская система образования является идеальной. Существует проблема изолированности (Беларусь остается единственной страной в Европе, которая никогда даже не подавала заявки на присоединение к создаваемой в рамках балоньскага процесса европейского образовательного пространства). В результате страдает качество преподавания предметов, ведь, фактически, нет обмена опытом и достижениями с зарубежными ВУЗАМИ. Хорошо, если попадется энергичный преподаватель, который пытается преподавать по-новому. Но вообще система настолько здранцьвела, что инициативы молодых преподавателей и активных студентов в большинстве заканчиваются разочарованием.

Тему литературы, что используется при подготовке новой генэрацыі специалистов, можно даже не вспоминать. Единицы крупнейших ВУЗОВ, которые имеют собственные типографии, за счет своих платников пополняют библиотеки источниками информации, которые только на пару лет отстают от зарубежных современников. Другим же приходится преподавать по учебникам, которые часто начинаются бласлаўленьнем от великой КПСС. Если добавить расширение идеологической работы в ВУЗЕ и чистки среди студентов и преподавателей, то картина еще менее привлекательна.

Тем не менее при всех этих недостатках каждый, кто прошел через ВУЗ, вспоминает это время, как один из лучших и важных периодов нашей жизни. Ведь за эти годы мы не только стояли в очереди, чтобы сделать ксерокопию статей из единственного на тысячи студентов номеру журнала «The Economist», либо спали на лекциях по идеологии, с которой нельзя было уйти.

Но ведь мы делали и много интересного. Мы встречали новых людей, открывали для себя новые идеи, события, участвовали в различных мероприятиях, пробовали много нового, начинали свои собственные проекты. Во время своего студенчества мы взрослели и открывали самих себя. И это является, пожалуй, самым важным фактором в высшем образовании — открыть для себя мир через призму серьезных теорий и того опыта, что дают нам 4-5-… год студенчества, сформировать себя как личность.

Я ни в коем случае не пытаюсь с помощью этих лирических обращений убедить читателя в целесообразности белорусского образования в том состоянии, что она есть сейчас. Я пытаюсь убедить вас в целесообразности высшего образования вообще! В том, что каждый должен иметь право ее получить и что в конце концов это принесет только пользу для общего развития общества.

В мире это поняли уже несколько лет назад. Сейчас, кстати, идет декада образования за устойчивое развитие ООН. В связи с этим постоянно проводятся конференции, где обсуждается роль высшего образования для развития обществ.

Европейцы уже давно мыслят категориями «общества, основанного на знаниях» (knowledge based society), где именно высшее образование имеет также центральное значение. Тема роли высшего образования для демократического развития обществ широко обсуждалась в Европе еще два года назад. На европейском уровне студенты, правительства и бизнес борются между собой за то, как именно сделать высшее образование открытой для большего количества людей, ведь вопрос значения высшего образования ни у кого не вызывает сомнения.

В то время, когда в мире задумываются над вопросом, как уменьшить количество студентов, что оставляют ВУЗОВ до получения дипломов, сп. Радьков предлагает отговаривать или просто не пускать в некоторых ВУЗАХ. Белорусский министр настаивает на том, что достичь успеха в жизни можно и без диплома. Что тоже правильно, но совсем не является аргументом в пользу применения административных ресурсов и личных характеристик для адсейваньня достойных литейном образования людей.

По моему мнению, в новости, где сп. Радьков озвучил свои идеи, наиболее важным является то, что государство готовится к следующему шагу в идеологической работе с молодежью. Брсм хотят придать роль Комсомола в советском союзе, с полным контролем над каждым шагом молодежи. Предлагаемые изменения рискуют вернуть Беларусь в советское прошлое еще глубже, чем нам казалось.

Чтобы решить проблему, озвученную в самом начале, вместо идеологического отбора следует попытаться использовать менее радикальные методы. Например, изменить социальные установки, сделать определенные специальности более привлекательными за лучшие условия труда и оплату, упростить жизнь малому бизнесу, где много кто мог бы себя проявить и без знания теорий Кейнса.

Отвечая на вопрос Generation.by о изолированности Беларуси в сфере высшего образования Кун Гевэн, председатель ЭСУ, сказал:

«Демократическое среду в белорусской системе образования будет предпосылкой для присоединения Беларуси к европейскому образовательному пространству. Присоединение к Балоньскага процесса стало бы сильнейшим толчком для модернизации белорусского высшего образования соответственно міжнародым ценностям и стандартам.

Понятно, что на Беларуси есть ВУЗЫ, которые не оказывали давление на активных студентов, а также преподаватели и сотрудники ВУЗОВ, которые заинтересованы в позитивном развитии международных отношений в сфере образования. Мы считаем, что сотрудничество именно на таком локальном уровне может стать первым шагом в преодолении изолированности. Программа ТЕМПУС как пример.»

Беларуси следует перестать быть белым пятном на карте европейского образовательного пространства, реформировать высшее образование согласно международным принципам, начать серьезно работать над качеством образования, когда и студент, и преподаватель одинаково заинтересованы в процессе, а не просто идут по накатанной «баране» до получениявыдачи дипломов. И самое главное — нужно оставить право выбора за людьми, а не решать за них, имеют ли они право на получение диплома о высшем образовании.

Однако все эти изменения рискуют привести к ситуации, когда в стране будет больше образованных людей, которые способны самостоятельно принимать решения и критически относится к окружающему миру. Наверное, именно это и мешает осуществить перемены тем, кто считает, что советская система образования — самая лучшая в мире.

Обсуждение закрыто.