«Студенческая Мысль» 1928-го года: «хоть зарэж – учиться невозможно!»

 

«Студенческая мысль» — предок то цветной и глянцевой, которую мы знали в 2000-е – впервые вышла в Вильнюсе, в 1924 году. В них не было аккаунтов в ЖЖ, мобилок и даже электронной почты, но темы в живых галасох студентов, которые навсегда остались в журнале, почти те же самые, о которых говорят и пишут сегодня. Так же как и сейчас на леность к учебе жалуются в Livejournal, жаловались почти век назад белорусские студенты в бумажном журнале, рассуждали о белорусскоязычное обучение в БГУ, пытались создавать студенческие объединения.

«Студенческая Мысль», 1924 год.

Журнал «Студенческая мысль», дальний предок того, который мы знали в 2000-е, впервые вышел в Вильнюсе, в 1924 году. Издание, подвизаясь против финансовые проблемы и конфискации властями, будет жить до 1935 года: 11 лет продолжительностью в 15 номеров.

«Студумка» 20-30-х – это твердая национальная позиция и белорусское возрождение. Это Станислав Станкевич, Шкілёнак Николай, Янка Шутович, Адольф Зянюк – тогда еще молодые и пылкие, тогда еще студенты! – и много кто.

В №1 за декабрь 1924 года, в программной статье, читаем:

«… После войны и революции на Востоке, после разделения Беларуси дужэйшымі соседями, после попрания ими найсьвяцейшага Идеала нашего народа – молодежь оказалась в состоянии страшное духовное депрессии…»

Белорусские студенты

В 20-е – 30-е годы студенты Советской Беларуси обучались в Белорусском государственном университете, Сельско-Хозяйственной Академии в Горы-Горках. В 1934 году в «Студенческой мысли» находим следующую информацию:

«Количество белорусской молодежи студыюючай в высших школах Польши кажется не превышает цифры 200. Из этого 100 лиц студыюе на Виленском университете, более 50 в высших школах Варшавы и около 50 в школах других мест…»

Белорусы обучались в Риге, в Берлине, в Льеже (Бельгия), в Праге, где образовалась крупная община Объединение Белорусских Студенческих Организаций. ОБСЕ ведет общение со студентами всего мира, а в 1926 году принимается друзьям Международное Студенческое Конфедерации (CIE).

В 1928 году студент В. Лавский пишет о чешских белорусов в журнал:

«В последние годы приносят нам уменьшение нашей колонии в Праге. Белорусские студенты, приобретя высшее совсем, покидают Прагу и возвращаются туда, где они больше нужны, — на Родину».

БГУ и евреи

В №2 за 1928 год – статья Кнігара «Труды Белорусского государственного университета», о «Універсытэцкія записки» с соответствующим найменьнем за 1922 год.

Автор глубоко обижен ўнівэрсытэцкім изданием. “Крикливая” же белорусизация на дворе стояла, а в книжке — совсем-совсем без родных тем! Зато мы встречаем такие статьи, как «Феодализм в древнем Израиле», «Стихотворения Гейне в переводе Тютчева»…» Находим и такую инфу о БГУ, что так задевает автора:

«Факультет общественных наук имеет 4 секции: русского языка, белорусской, польской и еврейской, и ни в одной из этих секций (кроме, разумеется, русского) нет обязательной белорусского языка; она істнуе в каждой секции по дабравольнаму выбора, ее изучают те, которые идут в белорусскую секцию г.й. Белорусы, которые ее и так знают…»

В статье занимательная статистика студентов БГУ, которых 1750 человек, по национальности:

«Белорусов………………………………..396 (29 проц.)

Жидов ……………………………….904 (66.1)

Вялікарусаў………………………………43 (3.2)

Поляков…………………………………….8 (0,6)

Других ………………………………………15 (1) »

Слово жиды, однако, жирно выделенное в журнале, негатива в себе не скрывает, ведь всего тогдашний заменяет полный текст современного «евреи».

 

Живые голоса студентов

Студенты начала века немного непохожи до сегодняшнего студента, а впрочем… очень похожи!

Юноша под псевдонимом Печальный в 1925 году оставляет на страницах журнала вот что:

«…И он в чужбине оказался,

Да счастья уже и здесь нет,

Ведь в Беларуси он родился,

А без нее весь мир тюрьма…»

А вот лицо, что представилась Студентам Белорусам, в 1930 году присылает в редакцию письмо, кишит энтузиазма:

«БЕЛОРУССКОЕ СТУДЕНЧЕСТВА В ВАРШАВЕ.

Когда первый раз я ехал в Варшаву, мне было жутко при мысли, что там, заброшенный далеко от родных домов белорусских, от загонов наших бедных, я буду один… Теперь смеюсь с своих наивных прыпушчэньняў , так как нашел здесь, чего не надеялся – встретить в Варшаве студентов – белорус вт? … Что делают? Сельское хозяйство, работа на Политехнике, вэтэрынарыя, природа и математика, наконец богословие… Это в часы занятий, а в свободные минуты знакомимся с жизнью белорусским и стараемся объединиться в единую организацию… … Трудно идет легализация кружка. Может ради того, что мало нас, а может и потому что мы – белорусы?! Однако не покладая рук идем к определенной цели: создания Белорусского Студэнскага Союза в Варшаве»

Студент-философ Франциск Гришкевич делится с журналом в 1928 году:

«…Вдруг что-то, как ножом по горлу, зашчэміць, апіража и зацісьне; бросаешь книгу, как-то абрыдлае и негодное… Мнению порывает какая-то бурлящая волна и несет ее чем дальше от книги и наступает резкая уже хорошо “студэнская минута”. “Зарэж – учиться невозможно”. … Скажут – это безделье, обломовщина. Скажут: немецкий студент таких “минут” не знает и не требует, это славянская духовная анармальнасьць. Пардон! Знают ее все студенты мира… Начиная кляшторную школой, а кончая американским “университетом” – везде этот закон».

Обсуждение закрыто.