Впервые крупная выставка актуального белорусского искусства проходит в Минске

В Минске открылся «белорусский павильон 53-ей Венецианской Биеннале». Вместе с констатацией того, что Беларусь снова не попала в число 77 стран, которые откроют арт-павильоны в Венеции, организаторы выставки пытаются провести масштабную презентацию современного белорусского искусства хотя бы на родине и сделать его менее маргинальным. Среди «прэзэнтатараў» — тридцатка белорусских художников, скульпторов и фотографов во главе с Цэсьлерам, Клиновым и Кірюшчанка.

Культурно-визуальное жизнь Минска закипала. Вместо одной закрытой «Подземки» на свет угрожали явиться сразу целых две. Однако вместо этого закрыли еще и галерею «Нова». Точка изменения агрегатных состояний была пройдена в среду, 3 июня, когда сразу три выставки вынырнули на наш пустынный ляндшафцік.

«Как так можно: сразу три выставки в один день?» — ворчала неспакушаная минская публика. И напрасно. Можно было забежать сначала на откровение «Дизайн-формат», там же потусоваться на «Фотафоруме» и после подняться на этаж выше в «Белэкспо» на «биеннале», где в бренных раздумьях о не вечность стандартного нового брадзіць по скомканых как бабушкино пюре переулках выставки «современного искусства» и слышать, слышать эти возгласы «о, все то же самое!» После выбежать наконец из плена переулков актуального навстречу счастливым и юным лицом выставки «Молодое ПРЕСС-фото Беларуси».

Биеннале в Венеции — самое известное в мире биеннале искусств. И белорусов в очередной раз Там нет. «Там» — с большой, ибо это почти как Мекка и Дрозды всего сущего для мира искусства. И мы по-за миром. Египет Там, а мы вот здесь. Но нужно сначала, чтобы современное искусство признали хотя бы на родине. Чего и добиваются куратор «белорусского павильона» Елизавета Михальчук и его координатор Руслан Вашкевич.

«Наша цель — поддержать белорусских художников, ведь современное белорусское искусство не есть приоритет политики государства, — говорит Елизавета Михальчук. — Также мы хотели дать возможность белорусской публике познакомиться с творчеством наших художников и увидеть то, что почти никогда не выставлялась в музеях или галереях Минска и Беларуси».

По словам госпожи Михальчук, современное искусство в Беларуси маргинальное и пугает не только чиновников, но и простых белорусов:

«Государство вообще не беспокоится насчет актуального искусства в Беларуси. Оно очень специфическое, потому что его трудно заметить, оно очень маргинальное. Есть много художников, которые не показывают свои работы. Это что-то провокационное, то, что не входит в какие-то стабильные категории искусства классического, поэтому для большинства белорусов это что-то проблематично».

В рамках выставки 5 июня пройдет показ фильмов о современном искусстве, а также несколько лекций на ту же тему. Бесплатно попасть на выставку можно до 6 июня в том числе.

«Нужно, чтобы люди поняли, что актуальное искусство у нас есть, оно очень-очень классное, и находится на мировом уровне и достойно признания в нас», — добавляет госпожа Михальчук.

Но все же до Вены далеко, галереи Нью-Йорке вообще как мечта. А сердце хочет пряников, хочет движения, и больших белых залов с маленькими и крупными, экспрессивными и трудно пояснительными экспонатами, которые принято называть произведениями современного искусства. Остается надеяться, что из-под развалин замшэлай традиции в Беларуси так или иначе прарасьце новое и в состоянии, пусть и нелепое в соответствии с временем, белорусское галерэйнае жизнь.

Еще фото из белорусского павильона 53-ей Венецианской Биеннале

Биеннале вместе с спэцыяльзаванай выставкой «Дизайн-формат» и салёнам «Фотафорум» работает в НВЦ «Белэкспо» до 15:00 6 июня. (ул. Я. Купалы, 27).

Обсуждение закрыто.