Заславль — закансьпіраваны город знатной уюта и нежной европейскости

Заславль дает возможность увидеть современные архитектурные стили Беларуси новыми глазами. Здесь так называемый «нэалукашызм» получает знатное звучание и делает город более уютным, что не мешает ему при этом стремиться к своеобразной европейскости.

Попасть в него не так просто: станция электричке, которая в утренние часы ходит каждые 45 минут, почему-то закансьпіравана под до невозможности патриотическую Станцию «Беларусь».

В новом маршруту ПраДарожжа на Generation.bY ЗаславльВязынкаПлебаньДубрава. В первую очередь, руководствуемся в Заславль и Вязынку.

Благодаря исторической празорлівасьці учредителей заславской станции да моей вакацыйнай разьняволенасьці, легко праяжджаем лишние 20 км и попадаем в Вязынку, знаменитую «пясьнярскай» домом Янки Купалы и чудесными пейзажами, которые почему-то особенно привлекают любителей шумно отдохнуть с взрослыми напитками на свежем воздухе.

Лирический отступ — Вязынка

Вязынка вдохновить любого, кто имеет душу поэта, а в желудке пустоту. Ведь голодный творец — плодотворный творец. Фантастически белорусские места, будто созданные декораторами с киностудии. Спуск от станции приведет к счарнелай дома Янки Купалы, в которой он родился 120 лет назад.

В деревянной серо-серой дому музей, далее — выложена советской плиткой дорожка к мосьціка с немногочисленными созданными руками декораторов удивлением Вязынки. Но не в дзівах смысл — здесь очень легко становишься творчески ўзьнёслым и чувствуешь «божественную искренность», которая выделяется местной энергетикой и подкрепляется пустым желудком.

Поэт достает блокнот (лэр-топ), художник — мольберт (планшет) и начинается свят процесс творчества. Оставим этих людей в покое и отправимся на дальнейшее скарэньне молодечненских просторов.

Кстати, музей работает с 9.40 до 18.00 кроме понедельника.

Возвращаемся в Заславль


Древний Изяславль, он же Жаславль и Заслал, помнит каждый, кто в четвертом классе услышал знаменитую легенду о Изяслава и матери его, красивою дочь Рогволода. Красивая история, не так ли?

Впервые Заславль упоминается в летописях под 1127 г. Но тогда он был уже развитым городом, центром удельного княжества. Анализ летописных событий, подкрепленный археалягічнымі исследованиями, позволил ученым признать датой основания Заславля 985 год.

 

Среди мест, которые стоит посетить, выделим городище «Замэчек», Курганные могильники, городище «Вал» и бывший Кальвинский сбор, а также костел Рождества Пресвятой Девы Марии.


Около самой станции железной дороги (на карте обозначено цифрой 16), отремонтированной, но все равно неизбежно провинциальной, размещается этнографический комплекс, где представлены музэяфікаваныя постройки начала ХХ в. На первом плане так называемая «Хата завозьніка» (своеобразный отель для тех, кто завозил зерно на мельницу — отсюда и название «завозьнік»), далее — паровая мельница (он действовал еще 15 лет назад), еще дальше — сьвіран (помещение для сохранения пищевых продуктов) и кузница. (на карте 12-15).

 

Музей и музэйшчыцы

Улица Советская ведет к рыночной площади, где в старой знатной усадьбе находится удивительный-удивительный заславский музей.

 

Музейные сотрудники, сонно перебирают последние сплетни и философский советуются друг с другом о лучшие средства деликатно уйти в другой мир. Они не спешат открывать их богатые на изображения бывшего кальвинистского храма галереи. Жизнь наверное подсказывает им, что долгожданных посетителей можно и не дождаться. Хотя работает музей с 9.00 до 17.00 каждый день кроме понедельника.

1300 взяли с нас за студенческий билет музэйшчыцы. Такие же цены на билеты и в этнографическом комплексе. А вот лялькавы театр «Батлейка» можно увидеть за дополнительные 1500 рублей. «Взрослые» тарифы выше в два раза.

Особая гордость музейном экспозиции составляют погремушки, которыми умиленно траскоча музейная сотрудница, играя в данном случае роль свадебного коня. Театр «Батлейка» с радостью открывает перед нами двери своих гипсовых тайн, но печальные фигуры классических героев так и не оживают. Хотя, по завярэньнях сотрудников музея, выступления «Вертепы» все же проводятся, но только по праздникам и только для больших групп от 10 человек всего за 1300 рублей.

Главная радость музея — галерея местного художника Тарасова. На лестнице висит пара фотомонтажей с заславского жизни, но имена их автора музэйшчыцам вспомнить не так легко. Зато господина Тарасова помнят хорошо. Не удивительно, ведь такого количества картин в разных стилях и ракурсах, которые отражают один объект — церковь (тот самый бывший Кальвинистский храм, а сейчас Спасо-Преображенская церковь) — я никогда не видел. Но художественные способности за отсутствием любопытства в данной сфере мне оценивать трудно, поэтому оставлю эту честь более спакушаным коллегам.

Рахманае жизнь Заславля

Жизнь Заславля будзёнае, приятное. Здесь классический провинциальный «магазин» превращается в «магазин», а ксендз с духовного отца в двоечника, который из-за польского происхождения довольно плохо справляется с белорусскими текстами. Двоечником его делает молодая прихожанка, которая гразіцца больше не давать деньги на приход, если ксендз не будет учиться. Ксендз обещает исправиться, садится в старенькую иномарку и уезжает в направлении Минска.

Классическое сходство и противостояние маленьких белорусских городов — костел vs церковь — здесь получает новое звучание. Ведь церковь когда-то была совсем мне церковью, и принадлежала не папой, а кальвінісцкім саборнікам, которые с радостью бы рассказали много о движение реформации на Беларуси, если бы костры православия и інквізыцыі не разрушили их мысли.

Костел Рождества Пресвятой Девы Марии (1774) совсем заброшен. Богослужение проходит в подвале по воскресеньям. Говорят, прежний настоятель деньги на адбудаваньне себе в карман прятал, настоящее строит то, строит, но очень кротко.

От рыночной площади шагаем к городище «Вал», Заславского замка (4). Точнее, к тому, что от них осталось.

 

Из дверей фотогеничного и искусств, недавно отреставрированного бывшего кальвинистского храма выглядит бородатый поп. За церковью находится памятный знак царю Александру II, поставленный благодарными крестьянами в честь 50-летия освобождения от прыгоньніцтва.

 

Недалеко от замка — великолепная таверна «Подарок». А от нее две дороги: на железную дорогу либо до городище «Замэчек». Зайти к его бесспорно нужно, но дорога туда довольно длинная. Ранее там располагалась городище с оборонительным валом и в два ряда срубных дома, которые обитали дружинники с семьями. Дружинники были из Венгрии, а охраняли они Рогнеду, мать Изяслава и жену Владимира Красное Солнышко.

 

Заславль — город победы флікернай культуры: каждый уважающие себя горожанин имеет заветного зялёненькага или красного друга. А в свою очередь каждый заветный друг защищает совесть и тело не всегда трезвые заславчан от посягательств злостных машин. К сожалению, против зьміяў фликеры работают не очень.

Сильная близость к глямурнага Минске делает заславчан почти столичными жителями почти провинциального города почти европейской страны. Но митт европейской Беларуси предстает здесь воплощенным в восстановленных классических крестьянских домах, обшитых на американский манер сайдингом, с прыкручанымі спутниковыми тарелками и блестящими стеклопакетами закрытых заклеенных белорусской саўбеліяй окон.

Плывут небеса над миниатюрным заславском Лениным, пафарбаваным в классическое «серебро», плывут над древним полуразрушенным костелом, взведенным на деньги польского шляхтича, плывут над крестом от благодарных крестьян «вызваленцу» Александру II, плывут над веселой и няўтомнай белорусской землей, которая так охотно впитывает в себя все новое и так неохотно демонстрирует эти приобретения любопытным путешественникам.

Как доехать

Заславль живет электрацыямі. Стоимость билета 1760 рублей. До Вязынки дополнительные 440 рублей.

Читайте также про города и городки предварительного ПраДарожжа:

  • Белорусское Рио-де-Жанейро — Ивье (с заездом в Юратишки)
  • Жэмыслаўль — утерян перл Гауи
  • Субботники — родина Зенона Позняка
  • Герань — замок, которого нет (с заездом в Трокели)
  • Лида, которая не стала белорусским Лас-Вэгасам

А мы направляемся в «путешествие на тот свет» — Плебань, а дальше до легенды Девичьей горе — Дубрава.

Обсуждение закрыто.